Что смотреть: «Два, три, демон, приди!» Дэнни и Майкла Филиппу

18+

Чернокожая девушка Миа (Софи Уайлд) сломлена горем после смерти матери от передозировки таблетками. Она практически не общается с отцом и проводит всё время со своей лучшей подругой Джейд (Александра Дженсен), ее младшим братом Райли (Джо Бёрд) и их строгой, но любящей матерью (Миранда Отто), которые по сути стали для нее новой семьей. Когда Миа приходит на вечеринку с Джейд, она соглашается принять участие в своеобразном спиритическом сеансе с использованием колдовской керамической руки. Видео с подобных тусовок уже разлетелись по сети, но к ним тяжело было относиться всерьез. Пока не попробуете сами. Оказывается, пожав руку, можно впустить в себя дух умершего, который заставляет медиума корчить забавные рожи и целовать соседского пса, а также передает его губами странные послания. Ощущение эйфории для участника, веселье зрителей и прикольное видео гарантированы. Однако во время одного из таких сеансов Миа слышит голос матери, а Райли попадает в больницу. Теперь она должна срочно исправить то, что, по мнению всех, произошло из-за нее, и для этого опять провести сеанс. Зритель, конечно, уже знает, что ничего хорошего от этих посиделок с рукой ждать не приходится — в снятом одним планом прологе фильма юнец, пересидевший на сеансах с рукой, пыряет брата, а потом засаживает нож себе в глаз.

Выходящий в российский прокат дебют австралийских братьев-близнецов «Два, три, демон, приди!» (в оригинале называется попроще — «Поговори со мной») с бюджетом менее пяти миллионов и превышающими его в пять раз мировыми сборами выпустила культовая нью-йоркская кинокомпания A24. Это вполне можно считать своего рода знаком качества: открытые ей Ари Астер и Роберт Эггерс заложили основу нового «умного» фильма ужасов, и «Два, три…» уже возводят в ранг классики жанра, наряду с «Реинкарнацией» и «Ведьмой». Один из его несомненных плюсов — братья Филиппу, до этого снимавшие комедийные хоррор-ролики для Ютуба, в фильме с сюжетом рядового подросткового «ужастика» не стали придумывать объясняющую всё легенду. Вот есть такая рука с магическими свойствами, она вызывает мертвых, просто смиритесь с этим. Зато они смогли перенести на экран боль потери, чувство вины и  непоправимости, которые особенно остро ощущаются именно в юности. Этот спектр эмоций выделяет картину из потока хороров про школьников, решивших поиграться с дьявольской шкатулкой или доской Уиджи и вызвавших демонов по свою душу. Давящая атмосфера усиливается благодаря тому, что главную героиню гнетет и точит изнутри ее боль, и поэтому ей невозможно не сопереживать, тем более, когда она делает ситуацию еще хуже.

Вообще душевное смятение и скорбь цепляют куда эффективней банальных джампскейров, пугающих громкими звуками, и здесь надо отметить не только чувство стиля братьев, но и талант Софи Уайлд. Когда Миа видит на дороге сбитого кенгуру и, поколебавшись, решает уехать — это лишь еще один повод для ее самобичевания, и актриса прекрасно это сыграла. Мертвые (или всё же демоны, притворяющиеся мертвыми?) почувствовали в девушке слабое звено, как хищники находят добычу по следу крови, и теперь зовут ее к себе. Ассоциации с «Реинкарнацией» и It Follows, ставшим в российской локализации просто «Оно», неизбежны — фильм работает приблизительно с тем же универсальным эмоциональным багажом. Но хотелось бы вспомнить и другую классику жанра — со шкатулкой Лемаршана и затянутыми в кожаные плащи сенобитами. Как говорил Пинхэд, нас вызвали не руки, а желание.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Causeway Films; Bankside Films; Talk to Me Holdings