Что смотреть: «Паутина страха» Себастьяна Ваничека

18+

Молодой мулат Калеб (Тео Кристин), барыжащий дизайнерскими кроссовками, покупает ядовитого паука для своей внушительной коллекции насекомых и земноводных и приносит его домой. В многоквартирнике в пригороде Парижа всё не слава богу: черные подростки пугают азиатскую уборщицу петардами, сестра Калеба Манон (Лиза Ньярко) грохочет перфоратором, да еще и под аккомпанемент тяжелого металла, чрезмерно бдительный сосед подозревает всех в торговле наркотиками, а приятель Мати (Жером Ньель) забил подвальный склад ворованными велосипедами. К тому же помогать с ремонтом заявился бывший друг Калеба Джорди (англичанин Финнегэн Олдфилд из «Убойного монтажа» и «Корсажа»): они не общались уже много лет, хотя когда-то были не разлей вода. Как будто этой нервотрепки мало, паук, в прологе фильма убивший ловившего его в пустыне араба, сбегает и стремительно размножается. А затем полчища пауков начинают охоту на жильцов, раскинув по коридорам и лестницам липкие сети. Полиция запечатывает все входы и выходы, так что Калебу, Манон, Мати, Джорди и его девушке Лиле (София Лезафр) придется полагаться только на себя.

Вышедший в прокат дебют Себастьяна Ваничека — не просто ужастик про пауков в духе «Арахнофобии», но еще и социальное высказывание. Вот только если по первому пункту «Паутина страха» вполне справляется и дарит зрителям все возможные аттракционы, то ко второму возникает ряд вопросов. Калеб сам впустил в дом опасного паука и принес смерть множеству соседей, но у режиссера виновата все-таки проклятая полиция. В одной сцене силовики действительно машут дубинками с фашистской самоотдачей, однако в итоге именно они спасают главных героев. То, что им можно отомстить, пусть даже ценой собственной жизни, открыв дверь паукам, выглядит как довольно сомнительный выход из уже разрешившейся ситуации, как укус руки, протянутой для помощи.

Фильм был показан на Международной неделе критики в рамках Венецианского фестиваля, номинировался на «Сезар» за спецэффекты и получил призы в Ситжесе и на «Фантастик-фесте» в Остине. Для дебюта эти регалии смотрятся весьма внушительно, и всё же кажется, что такое внимание обеспечено не действительно нестыдно снятыми членистоногими, а злободневной подоплекой, иллюстрацией расовых и социальных конфликтов во Франции.

Своеобразная смесь американских «Чужих», испанского «Репортажа» и французской «Ненависти» не дает заскучать благодаря бодрому ритму, пусть и отвлекается иногда на душеспасительные беседы, но в финале вызывает искреннее недоумение. Во всяком случае, слоган «fuck the police», разносившийся из колонок по спальным районам Парижа в фильме Матьё Кассовица, звучал как минимум более понятно и выстраданно.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Centre National du Cinéma; Netflix; France Télévision