18+
Мехико, наши дни. Валерия (Наталия Солан) карабкается с матерью по крутой лестнице, чтобы приложиться к статуе Девы Марии Гваделупской. Восхождение не было напрасным — вскоре Валерия беременеет. Муж Рауль (Альфонсо Досаль из сериала «Нарко: Мексика») счастлив и окружает ее заботой и вниманием, свекровь назойливо покупает игрушки. Родные будущей мамы тоже вроде бы довольны, хоть и в пассивно-агрессивной форме: напоминают, что давно было пора, «часики-то тикали», обидно подшучивают над ее способностями ухаживать за детьми. Разве что бездетная тетя Изабель относится к ней с теплом и пониманием. Ситуация ухудшается, когда Валерия видит, как с балкона дома напротив выпрыгивает женщина и, переломав кости, ползет в ее направлении. Разбуженный Рауль, конечно, ничего не видит. Вскоре галлюцинации с переломами костей и гостьей без лица начинают являться беременной на постоянной основе, поведение ее становится всё более неадекватным, и тогда муж и свекровь настаивают на принятии лекарств по рецепту врача. Но помочь избавиться от напасти, которая не заканчивается и после родов, должна явно не медицина, а магия — очевидно, что на Валерию наложили проклятье.
Дебют мексиканки Мишель Гарса Серверы, отмеченный призами на фестивалях «Трайбека» и в Ситжесе, неизбежно вызывает ассоциации одновременно с «Ребенком Розмари» и «Бабадуком». Здесь главная героиня тоже пытается доказать всем и в первую очередь самой себе готовность стать хорошей матерью, но страх перед материнством принимает сверхъестественную форму и запирает ее в ловушку, из которой нельзя выбраться. Попытки оправдать чужие ожидания, давление со стороны близких доводят героиню до параноидального кошмара, очень толково снятого оператором Нуром Рубио Шервеллом и сопровождаемого достойным саунд-дизайном. Сцена, где Валерия остается присматривать за противными маленькими племянниками, и её визит в злачный руин-бар удачно передают бытовую жуть затянувшего ее морока, но особенно выигрышно смотрится финальный обряд с колоритными тетками, изгоняющими злых духов.
И всё же главная проблема героини кроется не столько в желании соответствовать образу идеальной жены и дочки, сколько в подавленной сексуальности. В жизни Валерии вновь появляется некогда лучшая, а теперь позабытая подруга Октавия (Майра Баталья), с которой они слушали в юности пост-панк и мечтали вместе сбежать куда глаза глядят. Вот только Валерия сделала всё так, как хотели родители, — поступила в колледж, вышла замуж, готовится стать матерью, а Октавия так и тусует по панк-концертам с колоритными неформалами и всё собирается отправиться в горы. Встреча со старой подругой, наложенная на ежедневные видения, дает неожиданные результаты, и из искры разгорается пламя страсти.
Радует, что хоррор про каминг-аут, замешанный на мексиканском фольклоре, вышел в прокат и проскочил цензурные жернова, но и к однозначному толкованию «Дитя тьмы»* тоже не сводится. Фильм открыт для интерпретаций, и Валерия, уходящая с рюкзаком из дома, может направляться куда угодно – хоть в горы с Октавией, хоть подальше от удушающего уюта домашнего очага.
__________________
*Локализация названия, конечно, потрясающая: впрочем, оригинальное «Хуесера» (именно так зовут старуху из легенды, собирающую и оживляющую кости покойников) по-русски тоже звучит не очень благозвучно.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Arna Media