Адриан (Николя Дювошель), писатель со вспыльчивым нравом, получает предложение от пожилого незнакомца по имени Альбер Дезидерио (Нильс Ареструп) — поработать литературным негром над его мемуарами. За вознаграждение, разумеется. К тому же это может оказаться своего рода лекарством от творческой импотенции, наступившей после удачного первого романа, который, кстати, очень понравился заказчику. Особенно сцены насилия.
История Альбера начинается вполне невинно, с его школьной любви к девочке Соланж, нежданному ребенку от немецкого солдата, живущей с матерью-проституткой. Однако, когда дети подрастают, рассказ насыщается кровавыми подробностями. После попытки изнасилования Соланж на пляже ей и Альберу пришлось убить двух человек и сохранить это втайне. Когда амурные воспоминания про подростковую любовь и пролитую кровь превращаются в бытописание двух молодых серийников, разъезжающих по Франции и убивающих потенциальных насильников, Адриан поначалу пугается. А затем начинает получать удовольствие и ждет каждого нового визита к старому отшельнику как наркотика. Дело в том, что у самого писателя есть, что называется, история насилия, драка, за которую он успел отсидеть в тюрьме. Тем временем бесстрашный полицейский (Сами Буажила) поднимает в архиве старое нераскрытое дело убийства английского фотографа. На фото – вылитая парочка из рассказов Альбера.
В жизни Адриана, пытающегося завести ребенка с девушкой Норой (Алис Белаиди) и не пьющего спиртного, наступает разлад. И вот он уже прикладывается к бутылке, бросается на людей с кулаками и заводит страстный роман с рыжей немецкой татуировщицей Настей (Хенни Рентс). Возможно, причины его внутреннего конфликта кроются в детстве, из которого он помнит только тревожные обрывки. Например, крики мамы из-за закрытой двери. Кстати, в сценах воспоминаний и Адриана, и Альбера очевиден главный источник вдохновения режиссера — итальянские джалло, вплоть до вокальной музыкальной темы, напоминающей Эннио Морриконе.
«Черные бабочки» (2022) — детективный французский мини-сериал Оливье Аббу, который до этого набил себе руку на жестоких триллерах («Территории», «Ярость»), стилистически близких «новому французскому экстриму». К трансгрессивному течению кинематографа, возникшему на рубеже двух тысячелетий, причисляли кого не лень — и классиков вроде Клер Дени («Что ни день, то неприятности») и Катрин Брейя («Моей сестре»), и относительно молодую поросль, «фестивальных» Франсуа Озона («Криминальные любовники»), Гаспара Ноэ («Необратимость») и Брюно Дюмона («29 пальм»). Единственное, что роднит их фильмы — акцент на шокирующем эффекте, натурализм, помноженный на болезненность. Картины Аббу можно отнести к этому направлению в его хоррор-изводе в лице Александра Ажа («Кровавая жатва») и Ксавье Жанса («Граница»).
На первый взгляд с «Бабочками» у него получилось нечто совершенно иное — массовый продукт для среднестатистического зрителя Netflix, правда, с блестящей работой оператора и художника (особенно удалась стилизация под 70-е). Однако в каждой из шести серий есть либо брутальное насилие, либо откровенный секс, либо и то, и другое, да и сама идея, что чужие грехи могут влиять на психику вроде бы постороннего человека, оказывается несколько более темной, чем принято в обычном детективе. Впрочем, детектив детективу рознь — к финалу сериала начинаешь всё чаще вспоминать не раз экранизированные бестселлеры Гиллиан Флинн («Темные тайны», «Острые предметы»), где прошлое тоже довольно неожиданно отражается в настоящем.
Нельзя не сказать несколько слов про актерский состав — с ролью любящей матери замечательно справилась Бриджитт Катийон, игравшая у Клода Шаброля и Мишеля Девиля. Но, в любом случае, главные здесь – большой актер Ареструп и убедительно сыгравший полет под откос Дювошель. Благодаря их тандему можно простить и несколько несуразную развязку, которой предшествует оглушающий в своей грандиозности твист, который никак не ожидаешь. Ну и потом, на фоне повальной моды в кино на образы женщин-жертв приятно для разнообразия увидеть девицу, ведущую себя как Мэллори Нокс в «Прирожденных убийцах». И понадеяться, что не встретишь ее в жизни.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Netflix