Что смотреть: «Алые паруса» Пьетро Марчелло

16+

Кряжистый, похожий на лешего солдат Рафаэль (фактурный Рафаэль Тьери, мясник в публичном доме из «Бедных-несчастных») возвращается в родную нормандскую деревню после окончания Первой мировой войны. Там он узнает, что жена умерла, а малютку-дочь Жюльетт воспитывает соседка, мадам Аделин (Ноэми Львовски). У нее он и поселяется, чтобы помогать по хозяйству за кров и пищу: денег у женщины нет, последнюю ветхую мебель отнимают за долги покойного мужа. Рафаэль находит работу, но вскоре лишается ее и становится изгоем. После того как он не стал помогать тонущему подлому трактирщику Фернану (Франсуа Негре, ребенком игравший у Жан-Клода Бриссо и Луи Маля), по слухам изнасиловавшему его жену, вся деревня отворачивается от бывшего солдата. Тогда Рафаэль находит себе другое ремесло — вырезать из дерева диковинные самолетики и продавать их в Париже.

Девочку в деревне тоже не любят, зато с отцом она живет душа в душу. А еще у нее есть мечта: лесная колдунья (колоритная Иоланда Моро) пообещала Жюльетт, что за ней прилетит прекрасный принц. Подросшая девушка (дебют Жюльетты Жуан) учится играть на старом пианино, которое настроил для нее Рафаэль, поет песни и ждет своего ненаглядного. И он является в виде летчика Жана (Луи Гаррель), пьяницы и картежника.

Вышедшая в российский прокат с опозданием на два года французская экранизация «Алых парусов» итальянца Пьетро Марчелло, хоть и называется в оригинале «Полет», а по-английски — «Алый», в целом сюжетно верна первоисточнику. Да, все герои превратились во французов, лесной волшебник поменял пол, моряк-отец стал солдатом, а капитан корабля переквалифицировался в летчики — и что с того?

Смущает другое: романтическая линия, важная и для повести Александра Грина, и для советской экранизации Александра Птушко с Вертинской и Лановым, в фильме Марчелло, мягко говоря, неубедительна. Ассоль-Жюльетт здесь смелая и гордая, поет феминистскую песню и первая целует Грэя-Жана — другой вопрос, зачем ей вообще понадобился этот не самый обаятельный тип, пропивший-проигравший свой самолет? Гаррель, признанный французский секс-символ, играет с такой цыгановской ленцой, словно отбывает на экране повинность, да и появляется всего пару раз за фильм — зритель так и не узнает, ни кто он, ни чем промышляет (хотя гранаты в самолете наводят на некоторые мысли о характере его заработка). Гораздо важнее для режиссера взаимоотношения отца и дочери, и это однозначно самая трогательная и увлекательная часть фильма.

«Алые паруса» сняты на 16-миллиметровую пленку, как и предыдущий фильм Марчелло, его дебют «Мартин Иден» по Джеку Лондону, еще одна модифицированная экранизация. И зерно картинки, и обилие хроникальных кадров придают происходящему налет не романтики, а сурового, пусть и не лишенного поэтики, реализма. Эта грязноватая реальность напоминает еще одно кино, снятое итальянским режиссером и недавно выходившее в прокат. И всё же ближе к финалу Марчелло на время забывает о правде жизни и не удерживается от прямой цитаты из книги, когда по появившемуся вдруг морю на глазах у Жюльетт проплывает корабль-мираж с алыми парусами. Пусть в сценарии такой сновидческий эпизод ничем не обусловлен, ведь любимый должен явиться за девушкой с неба, ради этой сцены стоило снимать целый фильм.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © arte France Cinéma; CG Cinéma; L’Avventurosa Film; The Match Factory; Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF)