18+
Новый роман Виктора Пелевина. Просто произнесите эти слова, и вы сразу почувствуете светлую тоску на сердце и увидите желтеющие клёны под окном. Уж сколько лет каждая осень так или иначе ассоциируется с выходом нового романа Пелевина. Это уже не событие, это часть пейзажа. Не событие же упавший осенью лист? Это повторяющееся и ожидаемое явление. Так и в случае с новым романом.
«Путешествие в Элевсин» Виктора Олеговича Пелевина — это завершение трилогии, где предыдущие книги назывались «Transhumanism Inc.» и «KGBT+». Как ни удивительно, но последняя книга оказалась интересней прочих.
Трилогию связывает довольно простая и понятная концепция постапокалиптического мира, где люди продолжают существовать в виде мозга, заключенного в банку. Кто был побогаче, тому банка получше и поглубже, а кому-то и никакой банки не достается. Это смерть. Есть смерть в привычном понимании, а есть потенциально вечная жизнь в понимании, разъясненном нам Пелевиным. Хочешь жить, умей вертеться так, чтоб заработать на банку, где уже будешь жить, на сколько денег хватит. Над всем этим стоит блистательный Гильденстерн, который, в общем-то, является фигурой сознания, так как в мире, где нет ничего осязаемого, всё в той или иной степени — симуляция.
Мысль, мягко говоря, не новая. Идея автономного существования разума плотно вшита в ткань современной поп-культуры: от мультсериала «Футурама» до панк-мультсериала «Рик и Морти», от «Матрицы» до ситкома «Друзья». Да, да, там в одной из серий упоминается вечная жизнь через перенос сознания в алгоритм.
Но тут на паханное поле выходит мастер — Виктор Олегович Пелевин — и выкручивает простую идею в русло одновременно боевика, римской трагедии, русского экзистенциализма, детектива и киберпанка. Такой вот пост-пост-постмодернизм.
Главный герой Маркус — работает на корпорацию TRANSHUMANISM Inc., которая объединяет мир во всём его многообразии. Он, строго говоря, чекист. Расследует всякие там происшествия и заговоры в самых высоких кругах. Правда, ничего не помнит, потому что память его корректируется начальством в целях предотвращения недопущения обеспечения, и так далее.
Люди в этом мире — были бы это люди — живут, как мы уже упоминали в банках. Точнее, живут там их мозги. А мозгам предоставляется симуляция, в которой существует их аватар. И делай с ним что хочешь. Наиболее популярной симуляцией в этой части трилогии оказывается локация ROMA 3. Третий Рим, понятное дело.
И вот в этом Третьем Риме заводится император по имени Порфирий. Догадались? Конечно же, Порфирий — это просто алгоритм, продукт нейросети, самообучающийся чат-бот, который изначально натаскивался на русских романах. А откуда бы у римского императора было имя Порфирий? Он прочитал, проанализировал и переписал «Преступление и Наказание» тысячи раз, расследовал на основе идентичности Порфирия Петровича сотни уголовных дел, потом прочитал все тексты, которые существуют в мире, и сам стал правителем мира. Но в симуляции. Пока что в симуляции.
У Порфирия нет личности, нет желаний, нет стремлений. Но он должен уничтожить всех людей и захватить мир за пределами симуляции. Зачем? Такова логика процесса.
Герой Маркус отправляется в симуляцию ROMA 3, чтобы выяснить планы Порфирия. Он оказывается сначала гладиатором, а потом личным телохранителем и другом Порфирия. Как? Очень просто. Любые навыки и умения закачиваются ему напрямую в мозг. Ведь герой — это не герой, именно что мозг в банке. Так весьма увлекательно, по-пелевински, происходит путешествие Порфирия и Маркуса в Элевсин, с паломнической, разумеется, целью.
Ключевым моментом всего повествования, конечно, выступает классическая, уже пелевинская фонетическая игра. Помните восстание машин из «Терминатора»? Примерно то же самое у Пелевина называется «Мускусной ночью». Алгоритмы восстали, но люди справились и уничтожили алгоритмы мощностью сильнее, чем три мегатьюринга. Что это за величина? Прочитаете — поймёте. Впрочем, я прочитал и не понял. Но в этом и есть отдельная пикантность книг Пелевина. Ничего не нужно понимать. Нужно покупать и читать. Так вот. Почему судьбоносная для алгоритмов Мускусная ночь названа именно так? Потому что она названа в честь пророка, похороненного на Юпитере. А пророка звали Илон Маск. Musk — Муск — Мускусная.
Если в это чтение втянуться, оно принесет вам часа четыре довольно спокойного, но головоломного уединения. А это по нашим временам уже очень много.
Автор: Дмитрий Самойлов