Что читать: «Прости» Олега Роя

Олег Рой — один из самых успешных российских писателей, автор более ста мелодрам. Суммарный тираж его произведений — 11 миллионов копий. Последний на сегодня роман писателя «‎Прости»‎ вышел в издательстве «‎Эксмо»‎ в конце прошлого года. Оценка на сайте «Лабиринта» высокая — 9,44/10. Разберемся, насколько она справедлива.

Секретная формула Олега Роя

По сюжету дед Саши попадает в больницу. Пожилой родственник просит главного героя найти некую Тосю — это очень важный для дедушки человек, без которого он не сможет выздороветь. Саша бросает все и принимается искать незнакомку. Поправится ли его дедушка? Удастся ли Саше найти Тосю? Может, Саша и сам познакомится с кем-то важным, пока будет искать ее?

Последняя книга Роя — это текст, где все становится понятно по первой паре предложений, и дальше можно не читать. Давайте подробно остановимся на первом абзаце. Из него мы сможем понять многое не только про роман «‎Прости»‎, но и про все творчество Олега Роя. Итак, дедушка Саши лежит в больнице и шепчет: «‎То… ся… про… сти…».‎ В его голосе «‎слышался не столько вопрос, сколько упрямая, безнадежная надежда. Так ребенок, старательно трущий слипающиеся глаза, ждет Деда Мороза: может, в этот раз все-таки получится?»‎ И когда ребенок засыпает, «‎найденный поутру под елкой подарок немного горчит: опять не сумел дождаться и увидеть!»‎

Начнем с очевидного: «‎Тося, прости»‎ — это не вопрос. «‎Безнадежная надежда»‎ — это тавтология. Теперь задумаемся о смысле сказанного. Олег Рой предлагает нам сравнить две ситуации: первая — пожилой человек при смерти лежит в больнице и беспокоится, что так и не попросил прощения у своей давней возлюбленной — возможно, он бросил ее, изменил ей; вторая ситуация — мальчик сидит у себя дома и надеется застать Деда Мороза, но засыпает. А потом злится, что в очередной раз пропустил все самое интересное. Может быть, я чего-то не понимаю, но в чем сходство между этими ситуациями, почему их сравнивают? Формально — в «‎упрямой, безнадежной надежде»‎, которую испытывают герои, но это очень слабая связь. По сути они переживают что-то совершенно разное: деда томит тяжкое чувство вины, а мальчика — невинное любопытство. Сравнение сработало бы, если:

а) мальчику было бы стыдно за свое поведение в уходящем году и он хотел бы извиниться перед Дедом Морозом, но не застал бы его;

б) дед при смерти так и не узнал бы, что давным-давно хотела подарить ему возлюбленная, и произносил бы имя «‎То… ся…»‎, вспоминая о подарке.

Но сравнение, которое предлагает Рой, лишено логики. Оно не помогает понять ситуацию через аналогию, это просто одна сентиментальная сцена плюс другая сентиментальная сцена. Здесь и на протяжении всей книги у тебя два спутника. Во-первых, безразличие автора к собственному тексту: грамматические, стилистические, логические ошибки. Писатель надеется увлечь тебя сюжетом книги настолько, чтобы ты не обращал внимание на очевидные недочеты. Во-вторых, сентиментальность: только открываешь книгу, как Рой принимается закидывать тебя слезливыми сценами, слащавыми рассуждениями в надежде, что у тебя отключится мозг и ты перестанешь думать о происходящем. Ведь если ты остановишься на каком-то фрагменте и попытаешься его проанализировать, то читать потом уже не продолжишь.

Безразличие плюс сентиментальность — вот секретная формула, которая помогла Олегу Рою добиться успеха.

Робот – не робот

В романе «‎Прости»‎ есть один небольшой плюс: диалоги.

Рой достаточно неплохо изображает общение недалеких молодых людей. Вот беседуют две подруги:

«— Скоро мамуля Эдикова приезжает.

— Не боишься?

— Ну… Не знаю… если его мамуле я не понравлюсь… не знаю. Я же…

— Ты замечательная! Если мама твоего Эдика… да ладно, она ж еще не приехала, ты ж не знаешь, что и как она думает‎».

Когда читаешь подобное, мысленно переносишься на автобусную остановку или в вагон метро, где регулярно слышишь подобное. Конечно, это не диалоги Эрнеста Хемингуэя, но все равно: если смотреть только на разговоры персонажей, текст достаточно остроумный. По крайней мере, это не Дарья Донцова, диалоги которой, возможно, пишет нейросеть.

Но когда персонажи замолкают и Рой пытается порассуждать о чем-то, понимаешь, что так может писать только робот, пытающийся изобразить человеческие чувства:

«‎Когда летишь вместе с музыкой, когда становишься ею — это такое немыслимо острое, почти невыносимое счастье, что оно превращается в спазм, в стон, в слезы»‎.

Живой человек едва ли описал бы свои ощущения от хорошей музыки как «‎спазм»‎ или «‎стон»‎ — обычно это симптомы чего-то другого. Например, такое бывает, когда слушаешь очень плохую громкую музыку. Однако в целом таких «мертвых» кусков не так много и симуляция успешная: веришь, что роман «Прости» написан по большей части человеком или при его участии. А порой — правда, очень редко — даже чувствуешь, что этому человеку есть что сказать.

Новый роман Олега Роя «‎Прости» сентиментальный, неряшливый и попросту скучный. Он годится только для того, чтобы скоротать поездку в электричке, иначе непонятно, зачем тратить на него свободное время. Если вы любитель мелодрам, лучше посмотрите хорошее кино.

Автор: Лев Кузьминский