Московский метрополитен: куда мы движемся?

Что будет, если на время карантина в Москве остановят метро? Живут ли в подземке метровые крысы? Архитектура станций – это про красоту или практичность? Обо всем этом и не только мы поговорили с Александром Поповым – фотографом, который ведет блог про прошлое и настоящее столичной подземки.

ДЕТСКАЯ МЕЧТА — СТАТЬ ФОТОГРАФОМ

— Александр, скажите сколько раз вы спускались в тоннель строящейся станции?

— Сложно сосчитать. Я занимаюсь этой деятельностью с нулевых годов и уже перестал вести учет. Где я только не был! Про меня можно сказать, что этот тот случай, когда хобби стало работой.

Фото © russos.livejournal.com

— А как вы увлеклись изучением метро и фотографией?

— У меня отец фотограф, поэтому я с детства смотрел на таинство проявки пленки, можно сказать, вырос в красной комнате. В какой-то степени это предопределило выбор моей сегодняшней профессии. А знакомство с историей метро началось с одноименной газеты где-то в году 1999. Ехал на учебу – я тогда заканчивал первый курс – взял чтиво и заинтересовался статьей о сайте metro.ru. После чего почти три ночи провел без сна, ведь буквально три недели до этого у меня появился интернет-модем. Все сидел на сайте метрополитена и вспоминал, как отец рассказывал мне в детстве про станции глубокого и мелкого заложения. На благодатной почве и выросло желание заниматься изучением метро: нашел единомышленников и подался в диггерство.

— То есть первый раз вы проникли в подземку не совсем легально? Какие эмоции захватили вас?

— Мы начинали с товарищем исследовать заброшенный участок около станции «Митино». Там можно было свободно ходить. Мы и залезли в строящийся тоннель, в конце которого стоял щит. Впечатлило, что все выглядело как на картинке в учебниках и брошюрах, которые я уже изучал на тот момент. Но какой масштаб в жизни! Гигантский не только щит, но и сам тоннель. Когда пассажир едет в вагоне, он видит лишь верхушку айсберга. Мне захотелось сделать качественные панорамные снимки, тогда и подружился с пресс-службой метро, чтобы снимать станции ночью. А вот сами рабочие красоту вокруг не замечают – для них все серо и скучно. Но, когда показываешь снимки, восхищаются, что и подземка может быть красивой.

СТАНЦИИ МЕТРО АО «МОСИНЖПРОЕКТ» ВОШЛИ В ТОП САМЫХ КРАСИВЫХ СТАНЦИЙ

Фото © russos.livejournal.com

ЛЕГЕНДЫ И БАЙКИ О МЕТРО

— А вы верите в какие-то легенды метрополитена, например, метро-2, трехметровые крысы и призрачный поезд?

— Все это байки для детей. Подумайте, зачем крысе пустой тоннель, если рядом с магазином или рестораном есть аппетитная свалка? (смеется) Раньше в вестибюлях можно было встретить собак, а на «Преображенской площади» жил ворон – известный факт. Сейчас из живности можно разве что мышек встретить, которые по шпалам бегают. Крыс я пару раз видел при строительстве стации «Парк Победы», но это были обыкновенного размера грызуны.

Фото © russos.livejournal.com

Ещё читал полуправдивую историю, что в советское время в шахте жила собака. Ее хозяин упал на рельсы и погиб, после чего она несколько дней жила на платформе. Когда её попытались поймать, преданное животное спрыгнуло на рельсы и забилось где-то в тоннеле. Какое-то время собаку подкармливали, а потом она умерла естественной смертью. Также работники метрополитена рассказывали, что слышат подозрительные звуки, шаги и даже возгласы на месте, где при завале погибло два метростроевца. Я там гулял около часа, но ничего так и не услышал. Поэтому не верю в сказанное. Метрополитен – это культурный феномен, а любое интересное явление обрастает легендами.

— А как же бункер Сталина и секретные линии метро?

— Легенда о метро-2 ходила про строительство глубокого Арбата. Да, раньше все было под грифом «Совершенно секретно», но теперь документы в свободном доступе. Поэтому сейчас я вышел на новый уровень работы –изучаю архивные данные. До карантина я держал в руках акт приемки работ этого участка со всеми цифрами. Цель строительства – дублирование Смоленского метромоста. Известно, что во время ВОВ на него сбросили бомбы, две из которых взорвались и сильно повредили этот наземный участок метрополитена. Движение было прервано на двое суток. Поэтому было принято решение выключить этот ненадежный метромост и строить глубокий Арбат.

Фото © russos.livejournal.com

Любые байки звучат красиво, но, когда начинаешь работать с документами, все оказывается намного скучнее. Взять даже роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033», да метро можно использовать как убежище, но так долго жить в нем не получится. Но есть и официальные подземные убежища, которые сейчас работают как музеи. Музей современной фортификации Бункер-703 МИД СССР около «Павелецкой» и «Бункер -42» на Таганке. Там можно послушать лекции про подземную Москву.

— Скажите, возможно, что из-за пандемии метро в Москве остановят? Такое решение уже приняли в Ташкенте, Киеве и других городах мира. Как это отразится на его работе в дальнейшем?

— Представьте себе оставить на зиму в сугробе автомобиль, а весной попытаться его завести. Он может и не поехать. Но наше метро обслуживается круглосуточно: ночью рабочие осматривают тоннели, рельсовые пути и т.п. Можно остановить движение поездов, закрыть двери для пассажиров, но внутренняя работа продолжится. Отмечу, что сейчас необходимости закрывать метрополитен нету, и разговор об этом не стоит. Московское метро останавливали 16 октября 1941 года, когда фашисты подошли к столице. Минобороны выпустило постановление об эвакуации жителей, подготовке всех предприятий.

Фото © russos.livejournal.com

Тогда шли разговоры о взрыве метро, я предполагаю, что вывести из строя хотели только центральный механизм, а станции и тоннели затопить. Но остановка метрополитена вызвала такую панику, что правительству пришлось отменить свое решение, и 17 октября поезда снова покатились. Метро Москвы – это кровеносная система города, если в других городах остановку транспортного сердца никто не заметит, то для столицы это решение чревато.

Фото © russos.livejournal.com

ПРОЕКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОСМЕТРО

— Как за последние 10-15 лет изменился столичный метрополитен? К чему и куда мы движемся как в территориальном, так и технологическом развитии?

— Качество перевозки пассажиров и комфорт бесспорно выросли. Например, новая система оплаты: единый транспортный проездной «Тройка» – колоссальный прорыв. Они стали предметом коллекционирования, даже у меня парочка знаковых троек лежит в шкафу. Кроме того, для оплаты прохода через турникет теперь можно использовать банковские карты или специальные браслеты, брелоки, кольца. Слышал, что чип проездного планируют внедрять в рукавицы, кошельки и даже колье. А почему нет? Чем больше разнообразия, тем интереснее. Сувениры – имиджевый проект для метрополитена, который они реализуют крайне успешно.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

Что касается развития территорий, то вот вам актуальная байка – метро в Балашихе. К сожалению, этот проект можно реализовать только со средств области. Надеюсь, что строительство железной дороги, эстакады поможет решить проблему многокилометровой пробки на горьковском шоссе. Еще сейчас ведется проектирование Рублево-архангельской линии, скоро будут осваиваться площадки под строительство. Считаю, что это не первоочередная задача. А вот номером ноль стоит соединение участка от «Третьяковки» до «Парка Победы», так как станция «Деловой центр» на Савеловской линии уже работает с перегрузом. Застройка продолжается, поток увеличивается, а значит мы закладываем мину замедленного действия. Не хочется потом аврально разгребать.

— А что вы думаете о строительстве 13 станции кольцевой линии метро?

— Она предполагалась еще в техническом проекте кольцевой линии в мае 1945 года. К сожалению, от строительства отказались, но задел оставили. Сейчас она просто необходима, как и пересадка с Люблинско-Дмитровской линии на кольцо и перегон между «Курской» и «Площадью Революции» с пересадкой на «Китай-город». Но работы ведутся постоянно, поэтому есть надежда, что у москвичей появятся новые пересадочные узлы и маршруты.

Фото © russos.livejournal.com

— А как вам составы нового поколения «Москва»?

— Первая «Москва» вызвала много вопросов, начиная с «пилона» внутри. Но это лучшее, что было сделано с подвижным составом. Все пассажирские запросы объединили, проработали и реализовали в новых поездах. А не хватало чего? Элементарных вещей, например, зарядки для телефонов. А новые серии «Москва 2020» будут еще более функциональными. Еще одно простое, но очень разумное изменение – нумерация выходов. Теперь не приходится на словах объяснять, с какого вагона куда повернуть и по какой лестнице подняться. Об этом облегчающем наше путешествие в подземке решении я говорил еще в году 2005, в своих первых интервью.

Фото © russos.livejournal.com

ЛЮБИМЫЕ СТАНЦИИ

— Как вы можете оценить проекты новых станций метро в Москве? Какие вам нравятся больше?

— Мне нравится классика метростроения – станции глубокого заложения с чугунной отделкой и станции колонного типа. Скорее всего больше таких станций метро в Москве построено не будет, последней платформой с колоннами стала «Петровско-Разумовская».

Однако, «Савеловская» – станция пилонного типа, но ее контрастный дизайн нравится всем. По сути «Рижская», «Шереметьевская», «Марьина Роща» одинаковые, все пилоного типа, но дизайнерские решения придали им уникальности. Многие архитекторы склоняются к тому, чтобы вообще оставить метро в чугуне. Так хотели поступить с «Новокузнецкой», но потом строители решили вернуться к классическому варианту.

Много читаю критики о том, что в Советском Союзе строили не просто станции, а шедевры архитектуры, а современным проектировщикам такое не по зубам. Надо понимать, что сейчас сделать станцию в духе сталинского ампира невозможно. Ведь все маленькие завитушки, картуши, бронзовые светильники и пышную лепнину надо обслуживать.

Управляющей компанией по строительству новых линий и станций столичного метро выступает холдинг АО «Мосинжпроект».

Фото © russos.livejournal.com

В Советском Союзе архитекторы, инженеры и службы безопасности ориентировались совершенно на другие нормы. К современным объектам предъявляются ужесточенные требования пожарной безопасности, освещения, эвакуации, и не все старые станции прошли бы подобную проверку. Новые проекты отвечают духу времени. А дизайн – дело вкуса. Мне кардинально не нравятся станции с боковыми платформами, там сложно сделать красивое оформление. Но из шести новых станций метро на БКЛ и Некрасовской линии мне понравилась «Окская» с имитацией кругов на воде и «Авиамоторная», где колонны и светильники повторяют формы деталей самолета. Здесь архитектурная идея зацепила, а остальные четыре станции получились бледноватыми. На самом деле дизайн дело десятое, главное, что жители района получили возможность добраться до центра на метро.

Фото © russos.livejournal.com

— Попробуете сравнить метро Москвы с известными метрополитенами мира?

— Изначально метрополитен воспринимался как унитарное предприятие по перевозке пассажиров, весь упор был на конструктив, а не на оформление. В Советском Союзе была установка, что личное пространство может быть скучным, а общественная архитектура нет, ее считали особым видом искусства. Тогда мы взяли высокую планку и показали, что метро – это нечто большее, чем перевозка пассажиров – подземный храм. После и в Европе перестали делать однотипные станции.

Фото © russos.livejournal.com

В прошлом году прокатился на метро в Берлине: старые станции не произвели впечатления, а новые понравились. Видно, что их проектировали несколько архитектурных бюро с разными подходами к делу. Здорово, что и в Москве стали проводить открытые конкурсы на разработку облика станции. Так достигается вариативность оформления, а после, когда в проект подключаются профессионалы метростроения, мы получаем не только красивый концепт, но и практичный.

Фото © russos.livejournal.com

ЛЮБИМОЕ МЕСТО

— У вас есть любимое место в Москве?

— Ночное метро без пассажиров! (смеется)

На ночные экскурсии в метрополитен могут попасть все желающие. Раз в месяц метрополитен устраивает поездки на самых первых вагонах метро типа «А». Во время «теплой» и «ламповой» экскурсии можно выйти на станцию и посмотреть, как она выглядит без пассажиров. Начинается маршрут в электродепо «Измайлово». А всех жаждущих подробностей слушателей Алекссандр Попов ждет в своем блоге. Там вместе с другими экспертами метростроения он в прямом эфире рассказывает обо всех сторонах жизни отечественного метрополитена. Добро пожаловать!

Фото © russos.livejournal.com

Напомним, что уже более 60 лет АО «Мосинжпроект» является лидером строительной отрасли Москвы, реализуя сложнейшие градостроительные объекты, в том числе в области метростроения.

Текст © Валерия Козырева / Москва меняется