Садовое кольцо: 425 лет истории

В сентябре самой большой исторической улице Москвы — Садовому кольцу – исполнилось 425 лет. За время своего существования одна из главных транспортных артерий столицы поменяла свой облик не раз.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

История Садового кольца

История возникновения Садового кольца берет начало в далеком 1592 году. В это сложно поверить, однако в те времена наш гигантский мегаполис умещался в пределы нынешнего Садового. Такие границы Москва имела во времена правления Бориса Годунова. Вокруг города по приказу царя был насыпан оборонительный вал. На нем возвели бревенчатую стену высотой 5 метров, а сразу за ней сделали ров с водой.

Таким образом древняя Москва оборонялась от набегов крымских татар. Позднее деревянная стена была сожжена дотла, а на ее месте насыпали земляной вал, ставший четвертым оборонительным поясом города. В войну 1812 года после пожара вал был срыт и замощен булыжником. Возник вопрос – что делать с этой местностью дальше?

Кольцевая дорога, маршрут «букашка» и пленные немцы

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Тогда то и было принято решение создать здесь кольцевую дорогу шириной в 25 метров. А поскольку расстояние между зданиями по обе стороны дороги составляло 60 м, владельцам домов было велено устроить вдоль нее сады и палисадники. Так кольцо и стало Садовым.

К 1830-му без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. В конце XIX века на Садовом кольце проложили рельсы для поездов на конной тяге, а в 1912 году пустили электрические трамваи. Маршруту, а позже и всей магистрали, досталось обозначение «Б», прозванному в народе «букашкой». В середине 1930-х на смену трамваям пришли троллейбусы. В это же время кольцо заасфальтировали, а позже для расширения проезжей части были ликвидированы почти все палисадники.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

С 1960-х здесь начали возводить подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Постепенно кольцо было застроено высотными административными зданиями и бизнес — центрами. Именно на Садовом находятся три из семи знаменитых сталинских высоток. Вдоль него также проходит первая очередь Кольцевой линии метро. На Садовое имеются выходы с шести из двенадцати станций этой линии, а также с некоторых станций радиальных веток.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Садовое кольцо неоднократно становилось свидетелем значимых исторических событий. Так, в июле 1944 года, после поражения фашистской группировки в Белоруссии, по нему провели колонну пленных немцев. В наше время Садовое также нередко становится ареной шествий, но уже исключительно мирных. Несколько раз в год его перекрывают частично или полностью, чтобы отдать для проведения марафонов, велопарадов или автопробегов.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Программа «Моя улица» на Садовом кольце

 

В наши дни в рамках программы по благоустройству «Моя улица» Садовому кольцу возвращаются исторические зеленые насаждения. Так, в прошлом году его украсили липы, клены, рябины, декоративные яблони и другие деревья, а в этом здесь высадят вязы, дубы, клены, липы, рябины, яблони и черемуху.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Кольцо становится комфортным местом для прогулок и отдыха. Масштабное озеленение позволит отделить пешеходов от автомобилей, снизить уровень шума и улучшить экологическое состояние главного дорожного контура столицы.

В рамках комплексного благоустройства этой исторической магистрали на всем ее протяжении предусмотрено обновление инженерных коммуникаций, организация дополнительных парковок, обновление мостовых. На Садовом уже отремонтировали фасады зданий, создали архитектурно-художественную подсветку 253 строений, а для горожан разместили удобные скамейки и остановки общественного транспорта.

Благоустройство

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В дальнейшем здесь разобьют десятки новых скверов, организуют новое освещение проезжей части и пешеходной зоны, расширят тротуары и создадут новые наземные пешеходные переходы.

Площади и дворы реконструируют по индивидуальным архитектурным и ландшафтным решениям. Проект благоустройства Садового кольца нацелен на то, чтобы превратить его в полноценную улицу современного мегаполиса с эффективной транспортной системой и удобными и безопасными общественными пространствами для пешеходов.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Благодаря разметке, все тротуары будут отделены велодорожками от пешеходной зоны, а новые автобусные остановки c электронным расписанием, билетными автоматами и бесплатным Wi-Fi защитят от автомобилей дополнительным ограждением. Полностью завершить работы по благоустройству Садового кольца городские власти планируют в 2018-м.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется