6+
Коля Герасимов учится в московской школе, где учительницей физики работает мать Алисы Селезневой. И всё бы хорошо, и, как говорится, слава тебе господи, но Колю и Алису разделяют сто лет истории. А Алисина мама застряла в нашем времени, потому что во времени Алисы, то есть сто лет тому вперед, ее убили космические пираты. Там, точнее тогда, она для всех мертва, а здесь, точнее сейчас, она жива, но тут нет ни Алисы, ни мужа, ни пиратов, ни Москвы будущего. Да и вообще здесь эта Кира просто учительница физики. Но Коля случайно натыкается на спрятанный «космион» — сверкающий шарик с неясными физическими свойствами, который позволяет путешествовать во времени, если будет имплементирован в кого-то. И конечно, этим кем-то становится Коля. Попадает в будущее, встречает Алису, дерется с пиратами, воссоединяет Алису с мамой, в конечном итоге, естественно, спасает мир. А нам хорошо и на русском объясняют, что такое пространственно-временной континуум, почему его нельзя нарушать и отчего встреча с самим собой хуже смерти.
Сердце щемит от сквозняка мелодии «Прекрасное далеко», которая, надо отметить, в новый фильм встроена вполне деликатно. Алиса ходит по чудесным садам Москвы 2124 года, где не отцветает ничто, что цветет, а лев, если надо, возлежит с агнцем, потому что все живут в мире и гармонии, и главный ветеринар — папа Алисы, а по совместительству Константин Хабенский — следит за тем, чтобы всем животным было хорошо.
Школа будущего, кстати, не сильно изменилась. Алисе в ней неинтересно, потому что она всё знает, но обычному человеку там было бы неинтересно уже потому, что вся футуристичность этой школы заключается в каких-то условно антропоморфных одноклассниках, впрочем, несильно отличающихся от современных представителей молодежных субкультур. В остальном — доска, дешевые парты, унылая училка.
Москва будущего больше всего похожа на наш парк «Зарядье». В общем, если всё снести, оставить Зарядье и главное здание МГУ в качестве главной вертикальной доминанты, то получится райский город из фильма «Сто лет тому вперед».
Конфликт фильма строится на том, что будущее, конечно, не предопределено, но каждое действие в настоящем так или иначе влияет на то, что мы увидим через многие годы. И «плохие», то есть пираты, — это те, кто хотят менять будущее в форсированном режиме, чтобы добиться единоличной власти, а «хорошие» — это школьники, которые ежедневно борются с плохим в себе и вовне, клянутся стать чище и добрее, а также в беде не бросят друга никогда.
«Сто лет тому вперед» — очень комфортное кино. Понятные и предсказуемые персонажи: честная и смелая Алиса и очень хороший почти взрослый Коля в исполнении нашего русского Тимоти Шаламе по имени Марк Эйдельштейн. Красивые картинки как хорошей цветущей Москвы, так и Москвы киберпанковской — тревожной, грязной, недружелюбной. Но есть и Москва современная — Чертаново, Москва-Сити, кажется, что-то вроде Крылатского. Дождь, пробки, осень в городе.
Виктория Исакова в роли Киры — имя героини тут, видимо, должно нам подмигивать в сторону автора всей истории об Алисе Кира Булычева — захватывающе дерется с Александром Петровым в роли Весельчака У. И даже перешучиваются они вполне остроумно. Для подростков подойдет. В начале Саша Петров кажется полноватым и переполненным алкогольными излишествами, но вскоре становится понятно, что для роли толстяка это даже и уместно.
Юра Борисов — это Глот. Даже не человек, не пират, а какая-то сложносочиненная сущность, имеющая способность подчинять себе волю людей, чувствовать космические вихри и вообще не проявлять эмоции.
Зритель оказывается в знакомой и понятной обстановке (Москва там, Москва здесь, панельные дома, школьный двор) внутри ясной истории (пространственно-временной континуум, пираты, опасность, школа, мир нужно спасать) рядом с любимыми актерами, которые таковыми стали, потому что облепили зрителя везде и со всех сторон: Юра Борисов, Саша Петров, Константин Хабенский, Виктория Исакова, Марк Эйдельштейн. Есть и другие, которые, кажется, неизвестны, но выглядят так, будто и с ними мы знакомы давно. И всё это с драками, космолетами, перемещением во времени под любимую мелодию. А в финале все обнимаются под искусственным московским дождем.
Хорошо ли это? Если требовать от кино просто смешения необходимых ингредиентов, то очень хорошо. А зачем от фильма для подростков требовать большего?
Автор: Дмитрий Самойлов
Обложка: © Кинокомпания «Водород»; Арт Пикчерс Студия / Art Pictures Studio; Централ Партнершип; НМГ Студия