18+
В сегодняшнем выпуске кинолитературной рубрики вспоминаем несколько классических фильмов про происки Дьявола в современном мире и разбираемся, насколько они похожи на первоисточник.
«Омен», 1976, Ричард Доннер
Американский дипломат Роберт Торн в Италии узнает, что у его жены родился мертвый ребенок и соглашается подменить его на младенца, только что лишившегося матери. Лучше бы он этого не делал — мальчик оказывается Антихристом и несет смерть всем своим близким. Нестареющая классика Ричарда Доннера, позднее подарившая миру «Супермена» и «Смертельное оружие», великолепно смотрится и по сей день. Тут сошлось много звезд. Суровая харизма Грегори Пека и обаяние Ли Ремик. Улыбка сыгравшего Дэмиена Харви Стивенса (мальчик получил роль, расцарапав режиссеру лицо и пнув его в пах на пробах). Жуткая няня миссис Бэйлок в незабываемом исполнении англичанки Билли Уайтлоу. Атмосфера мастерски нагнетаемого ужаса, которой помогает грандиозная, отмеченная «Оскаром» музыка Джерри Голдсмита с хором, выводящим «Ave Versus Christus» (не совсем правильная латынь, ну да ладно). В итоге фильм, стоивший менее 3 миллионов долларов, собрал в США и Канаде в 20 раз больше за пару недель проката.
Дэвид Зельцер превратил свой сценарий в новеллизацию, вышедшую на две недели раньше фильма. Фактически сюжет остался тем же, но автор поменял имена некоторых героев (папарацци Кит Дженнинг стал Габбером Дженнигсом, а убитый церковным шпилем отец Бреннан — отцом Тассоне) и добавил психологические штрихи, позволяющие лучше узнать главных героев. Так, например, Дженнингс на досуге покуривает опиум, чтобы расслабиться, а с психикой жены Торна с самого начала всё не совсем в порядке — в фильме же это жизнерадостная и уверенная в себе женщина.
«Первый сигнал о душевном смятении жены прошел незаметно. Вместо того, чтобы проявить внимание и заботу, Торн только рассердился, когда Катерина, ни с того ни с сего, взяла ножницы и состригла свои роскошные волосы. Она носила парик с прической «Сессун», пока волосы не отросли, а через год забралась зачем-то в ванну и начала бритвой разрезать себе кончики пальцев, а потом с ужасом вспоминала, зачем она все это делала. Вот тогда-то они и пригласили психиатра, который сидел, тупо уставившись в стену, и ничего не понимал. Через месяц Катерина перестала его посещать и решила, что ей нужен ребенок».
«Сердце ангела», 1987, Алан Паркер
Нью-Йорк 1955 года. Неряшливый и циничный частный детектив Гарри Энджел получает выгодное предложение от импозантного и богатого иностранца Луи Сайфера — найти популярного певца Джонни Фэйворита, который пропал, так и не вернув заказчику долг. В ходе расследования всё больше знакомых Фэйворита умирает насильственной смертью. Вскоре Энджел выходит на заговор сатанистов и узнает страшную правду о самом себе. Будь он чуть лучше образован, подозрения могли закрасться, как только он получил приглашение на встречу в ресторан «Три шестерки» и увидел пентакль на лацкане пиджака Сайфера. Да чего уж там, одно имя клиента должно было показаться подозрительным.
Роман Уильяма Хьётсберга был написан в 1978 году и стилистически представляет собой нуар в лучших традициях Рэймонда Чандлера и Дэшила Хэммета с колоритными персонажами, характерными для жанра остроумными уан-лайнерами и сомнительными сравнениями («шторы спустились, как чулки шлюхи после недельного запоя»). Читается он на одном дыхании, однако, когда в повествование внедряются хоррор-элементы, достигается явно незапланированный автором комический эффект. Например, когда Энджел проследил за Сайфером и увидел его выступление в Блошином цирке с превращением танцовщицы в старуху и разъясняющей притчей про эстафету душ.
В своей блестящей экранизации 1987 года режиссер и автор сценария Алан Паркер («Стена», «Птаха», «Полуночный экспресс») перенес время на 4 года вперед, к рубежу 60-х, а большую часть действия — из слякотного Нью-Йорка в знойный Новый Орлеан, отчего сюжет заиграл новыми красками. Нет никаких сомнений, что подсмотренный Энджелом вуду-обряд с убийством петуха и экстатическими танцами намного колоритней смотрится на луизианских болотах, чем в Централ-парке.
Приятель-журналист, помогающий Энджелу собрать всю информацию про певца, в фильме становится хорошенькой Конни (Элизабет Уиткрафт). Луи Сайфер в мастерском исполнении Роберта Де Ниро лишился седой бороды. Также Паркер полностью убрал выступление Сайфера в цирке и сатанинскую оргию с жертвоприношением младенца, которая проходит на заброшенной станции метро. Впрочем, какие-то отрывки из подобной черной мессы мелькают в монтажных всполохах воспоминаний Энджела в известной постельной сцене с Микки Рурком и Лизой Боне. Но главное — шокирующую финальную развязку Паркер оставил неизменной, добавив в неё эффектную метафору с лифтом, который опускает частного детектива на самое дно ада.
«Конгрегация была облачена в мантии и маски животных. Козлы, тигры, волки, всевозможные рогатые существа — все хором повторяли литанию задом наперед. Я сунул револьвер в карман и извлек «лейку». Свечи окружали алтарь, задрапированный черной материей. На плиточной стене над ним висел перевернутый крест.
Службу вел пухлый розовый священник в черной ризе, украшенной каббалистическими символами и расшитой золотой нитью. Распахнутая спереди, она открывала взору все его прелести, подрагивающие в пламени свечей, ибо, кроме ризы, на нем ничего не было. Двое молодых прислужников, также нагие под тонкими хлопчатобумажными стихарями, стояли по обе стороны от алтаря, размахивая кадилами. Дым отдавал едким приторным запахом опиума».
Адвокат дьявола, 1997, Тэйлор Хэкфорд
Начинающий успешный адвокат Кевин Ломакс выигрывает процесс о растлении школьницы учительницей, не посчитавшись с голосом совести, и тут же получает выгодное предложение работы. Нью-Йоркская юридическая фирма «Джон Милтон и партнеры» занимается только уголовными делами и сразу кружит голову Ломакса и его жены Мириам огромной зарплатой, личным шофером Хароном и роскошной квартирой в многоэтажке. Правда, партнер, место которого занял Ломакс, покончил с собой после суицида жены, выпрыгнув с балкона этой самой квартиры, но зачем на этом фиксироваться?
Вот только все дела, за которые берется фирма, кажутся Кевину весьма подозрительными – вина клиентов не подлежит сомнению, а методы их защиты нельзя назвать особо чистоплотными. Ломакс в упор не может вспомнить их попытки завести ребенка и регулярно видит кошмары, где жена занимается сексом с его двойником. Да и сама Мириам все больше меняется под влиянием жен коллег мужа.
Роман Эндрю Найдермана (1990) похож на прозу Сидни Шелдона со всеми его описаниями шикарной жизни и непременными пассажами про «выгодно подчеркивающие изгибы фигуры платья». Сценарист Тони Гилрой (трилогия про Джейсона Борна, «Майкл Клейтон»), уже работавший с режиссером Тэйлором Хэкфордом на экранизации романа Кинга «Долорес Клэйборн», здорово переписал книгу. В принципе, сюжетно это по-прежнему «Фирма», помноженная на «Сердце ангела», но отличий хватает. Во-первых, в фильме жена Кевина (Шарлиз Терон) не только поменяла имя на Мэри-Энн, но и стала жертвой — новые подружки-ведьмы вместе с дьявольским Милтоном и новости о бесплодии доводят ее до суицида.
Финальная конфронтация с Люцифером-Милтоном в книге проходит в лучших традициях фильмов про экзорцизм, с распятием-кинжалом, переданным Кевину священником. Затем взбунтовавшийся юрист сам оказывается на скамье подсудимых и уже в тюрьме понимает, что не смог победить силы зла — теперь в его задачу входит помогать преступникам подавать апелляции. В фильме главный герой, узнав, что является сыном самого дьявола, пускает себе пулю в голову, чтобы потом воскреснуть и вернуться к самому началу картины, моменту морального выбора.
А еще высокий и седовласый Джон Милтон (опять подсказка, но Кевин любит читать не больше Гарри Энджела) превращается в фильме в не очень высокого и вполне темноволосого Аль Пачино.
«Библия упала на пол. Кевин выхватил крест и поднес распятие к лицу Джона Милтона. Лик разгневанного Христа оказался прямо перед его глазами. Милтон снова закричал. Он попытался прикрыть глаза руками и рухнул на диван. Кевин схватил распятие, как кинжал, и мгновенно вонзил лезвие в сердце Джона Милтона. Кинжал пронзил одежду и плоть с поразительной быстротой и точностью, словно раскаленный нож прошел через мягкое мороженое. Кровь хлынула из раны на руки Кевина. Но он продолжал удерживать кинжал, вонзая его все глубже».
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © Carolco International N.V.; Union; Winkast Film Productions Ltd.