18+
Нарвел Рот (Джоэл Эдгертон) вместе с подчиненными ухаживает за огромным садом старинного поместья. С хозяйкой Нормой Хаверхилл (Сигурни Уивер) его связывают не только деловые отношения — иногда она зовет его в свою спальню. Там мисс Хаверхилл может заодно полюбоваться на его татуировки — Рот когда-то был неонацистом и убивал людей, пока не сдал своих дружков и не поменял личность благодаря программе по защите свидетелей. О былых «славных» временах теперь напоминают разве что свастики и руны на теле и тревожные сны. Однажды Норма просит Нарвела взять в помощницы и научить садоводству ее внучатую племянницу-мулатку Майю (роль изначально предназначалась для Зендайи, но в итоге ее сыграла Куинтесса Суинделл). У девушки были, да и никуда не делись, проблемы с наркотиками и выбором друзей. Нарвел постарается ей помочь и, может быть, они найдут друг в друге шанс на перемену участи.
Выпущенный в онлайн-кинотеатрах «Тихий садовник» Пола Шредера не отступает от магистральной линии, которую режиссер и сценарист гнет с незначительными отклонениями от курса уже приблизительно полвека, со времен написания сценария «Таксиста». Надломленный герой с полным шкафом скелетов и тягой к саморазрушению ведет дневник, переживает катарсис через вспышку насилия и получает надежду на спасение. Тема жертвенности и очищения завораживала режиссера, родившегося в семье кальвинистов, с младых ногтей, и в очередной раз стала основной идеей его фильма.
Можно называть это повтором или верностью себе, но одно очевидно — при всей узнаваемости и избитости сюжета Шредер даже в свои 76 лет не скатывается в самопародию, хоть иногда и балансирует на ее грани. И при этом не забывает о юморе — когда Рот пропалывал сорняки, заражающие белую расу, он выглядел как заросший рок или кантри певец, но, занявшись ботаникой, носит аккуратную строгую прическу в стиле гитлерюгенда.
Можно пожаловаться на то, что образ Майи довольно картонный, а в ее романе с Нарвелом нет ни химии, ни сексуальности. Очевидно, дело и в таланте актеров: динамика взаимоотношений садовника и хозяйки намного интересней, банально потому что Эдгертон и Уивер более естественно смотрятся вместе в кадре. Но тут надо заметить, что романтические отношения никогда не были сильной стороной режиссера. Чаще его запутавшимся героям хватает объятий с левитацией, как в «Дневнике пастыря». Или одной только надежды на любовь, ее обещания, как в финале «Дневного света» и «Холодного расчета». Или танца на крыльце.
А еще это один из самых визуально насыщенных фильмов Шредера за последнее время. Фирменная холодность и отстраненность соседствуют с буйством природной красоты — сад служит не только довольно прозрачной метафорой рая, но и радующим глаз оазисом. Сцена поездки на машине с распускающимися вдоль дороги цветами вполне подошла бы для музыкального видеоклипа, да и медузы на обоях в доме Нормы смотрятся довольно симпатично. Причем в этом не видно ни грамма пошлости — сдержанность не дает режиссеру зайти в своих красивостях слишком далеко. В общем, пусть Шредер и дальше продолжает возделывать свой сад, тропки которого давно исхожены вдоль и поперек – такое авторское кино нам нужно.
Автор: Дмитрий Карпюк
Обложка: © KOJO Studios