Что смотреть: «Вычитание» Мани Хагиги

Фарзане (Таране Алидости) работает инструктором по вождению в Тегеране. В один дождливый день она выпрыгивает из машины прямо во время урока и начинает преследование своего мужа Джалала (Навид Мохаммадзаде), который, как ей кажется, едет на встречу с любовницей. Однако на следующий день Джалал предъявляет ей накладные, доказывающие, что он был вчера по работе в другом городе. Поначалу Фарзане думала, что привидевшийся муж — последствие принимаемых ей лекарств, но вскоре семейная пара узнает, что в городе живут их абсолютные двойники.

Как выясняется, сходство между ними только внешнее — у второй пары есть ребенок, женщина по имени Бита, намного более ухоженная и жизнерадостная, напоминает Фарзане, какой та была годы назад, а Джалал под номером два, он же Мохсен, производит впечатление человека неуравновешенного и вспыльчивого. По просьбе Биты Джалал соглашается подменить двойника и попросить прощения у избитого Мохсеном за обвинение во взяточничестве пожилого коллеги. Да и вообще с Битой ему общаться намного приятней, чем с собственной женой, которая не вылезает из депрессии.

Иранец Мани Хагиги снимает экспортное фестивальное кино в самых разных жанрах — от сатирической черной комедии «Свинья» (2018) про убийства в среде иранских режиссеров (там он не пожалел даже самого себя) до артхаусного ретро-детектива «Приходит дракон» (2016). Оба фильма номинировались на «Золотого медведя» в Берлине и, кстати, выходили в российский прокат. Его «Вычитание» (2022) снова можно будет увидеть у нас на большом экране, что, конечно, приятная неожиданность в море второсортных хорроров и триллеров, заполонивших кинотеатры.

Эта фантастическая драма, снятая при участии французского продюсера, вообще очень близка к европейскому кинематографу и его традиции кино про двойников — от собственно «Двойника» Бернардо Бертолуччи до «Месье Ира» Джозефа Лоузи. Стилистически «Вычитание» с его непрерывным дождем напоминает миры то ли «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, то ли «Гадких лебедей» братьев Стругацких, а интонационно близко к классике испанского арт-триллера, где-то между «Открой глаза» Аменабара и «Землей» Медема. И в этой старомодности заключается шарм и уют фильма.

Особо стоит отметить игру главной актерской пары. Мохаммадзаде одинаково хорош в роли и домашнего деспота, и покладистого мужа с чуть наивной улыбкой, а Алидости, игравшая у Хагиги в «Простом приеме» (2012), перевоплощается, не снимая платка, причем оба не уходят в гротеск и не переигрывают ни в одной сцене. Отдельная заслуга режиссера в том, как мастерски, без режущих глаз швов он снял встречи «двойников».

Хагиги задается вопросом «что будет, если мы встретим другую/лучшую версию себя?» и приходит к неутешительному выводу — спасения и облегчения это никому не принесет. Убийство двойника вообще часто становится выходом из ситуации, где он вдруг появляется и угрожает занять место героя. Достаточно вспомнить «Мы» Джордана Пила и «Треугольник» Кристофера Смита, не говоря уж об откровенных подменышах-захватчиках из «Нечто» и «Вторжения похитителей тел». Так что смерть тут кажется единственным выходом — другое дело, что остаться в живых может далеко не лучший из двух людей.

Автор: Дмитрий Карпюк

Обложка: © Iranian Independents; World Wonder Ring Stardom