Что читать: «Рождение звука» Чака Паланика

18+

Чак Паланик — культовый американский писатель, автор легендарного романа «Бойцовский клуб». Его книги отличаются закрученным сюжетом, жесткостью, черным юмором и цинизмом. У творчества писателя неслучайно множество поклонников: он один из самых ярких американских авторов конца двадцатого века. Новый роман Паланика «Рождение звука» вышел в издательстве АСТ в прошлом году. В книге интересна прежде всего главная героиня и ее необычная профессия.

Тайлер Дерден: женская версия

Роман рассказывает о звукомонтажере-шумовике Митци. Она записывает аудиоэффекты для дорогих голливудских фильмов. У Митци есть мрачный секрет: записи криков, которые она продает продюсерам, неслучайно отличаются крайней реалистичностью. Они записаны в ходе настоящих пыток и убийств, которыми занимается Митци. Никто не подозревает об этом, но однажды детектив Фостер за просмотром фильмов узнает в одном из криков голос своей пропавшей дочери. Фостер задумывается о том, что Митци, возможно, связана с ее исчезновением.

В новом романе Паланик рассказывает очередной закрученный сюжет о маргиналах, которые одержимы страстью к сексу и насилию и ищут свое место в циничном капиталистическом обществе. «Рождение звука» посвящено теме голливудского кино и обнажает темную сторону фабрики грез, в которой порой работают не самые добропорядочные люди. В новом романе есть интересное сходство с «Бойцовским клубом». Как мы помним, борец с системой Тайлер Дерден работал в кинотеатре. Он разбавлял скучные и предсказуемые сеансы пикантным элементом: в случайный момент фильма на экране могла появиться, а потом сразу исчезнуть фотография мужских гениталий. Зрители в кинотеатре не могли поверить своим глазам. Они стеснялись рассказать остальным о том, что увидели, и старались не думать об этом, но отключить голову и мысленно вернуться в мир голливудских фантазий им уже не удавалось. Главная героиня «Рождения звука», в отличие от Тайлера Дердена, не визуал, а аудиал. Митци провоцирует конформных зрителей не изображениями, а звуками. Вместо наигранных криков посетители кинотеатров и подписчики стриминговых сервисов слышат реальную «боль, превращённую в товар» и ощущают, что что-то пошло не так.

При чтении романа «Рождение звука» у особенно впечатлительных читателей также может возникнуть чувство дискомфорта. Митци участвует в жестоких сценах пыток и убийств. Если для вас неприемлемо изображение насилия в искусстве, а также важен однозначно приятный протагонист, то история серийной убийцы Митци и ее похождений вряд ли вам подойдет. Нужно помнить, что Паланик — один из самых радикальных писателей своего поколения, и ко всем его книгам можно применить слова, обращенные к читателю в начале романа «Удушье»: «Если вы собираетесь это читать, то не надо. Бросайте, пока не поздно. Спасайтесь».

Идеальный крик

Из нового романа Паланика можно узнать много интересного о звуках, которые мы слышим в голливудском кино. Примечательно, что даже в самых дорогих фильмах качество аудиоэффектов порой оставляет желать лучшего. Митци рассказывает: когда кто-то ломает кость, в кино раздается звук того, как «достали пучок сельдерея из морозилки, завернули в кусок замши и хрясь его напополам». А когда кто-то скачет на лошади, стучит пара кокосовых орехов. В современном кино порой используют крики, которые были записаны сто лет назад и появлялись до этого в тысячах других фильмов, передач и видеоигр. Получается, что люди, которые выросли на продуктах массовой культуры, могут не знать, как и что звучит в реальности. Человек, посмотревший сотни криминальных фильмов, может ни разу не услышать, как звучит перелом костей или выстрел пистолета.

Митци же исправляет этот недочет голливудского кино. Благодаря ее записям звуковая сторона фильмов становится максимально правдивой. «Единственное, что во всей этой второсортной мутотени было настоящим — звук», — с гордостью говорит Митци. Главная героиня постоянно ищет способы, как достичь наиболее болезненных и душераздирающих криков. В какой-то момент она сочиняет свой «магнум опус»: становится автором записи так называемого «идеального крика». Любой, кто слышит это аудио, сам принимается кричать. Идея подобной записи напоминает о другом романе Паланика «Колыбельная», где дети умирали от старинной африканской песенки. Запись «идеального крика», как и колыбельная, сильно воздействует на психику. Как и в «Колыбельной», есть идея использовать запись в корыстных целях. А также у «идеального крика» есть эзотерическое значение: Митци считает, что, записывая посмертные крики людей, она дарует им вечную жизнь в качестве инвентаря, товара на складе.

«Рождение звука» — не лучший роман Паланика, но один из интересных. Он дает представление об индустрии звукозаписи, которая мало освещена в искусстве, и рассказывает закрученную историю, полную страстей, жестоких сцен и сюжетных поворотов.

 

Автор: Лев Кузьминский