«Посёлок художников»: история одной московской мечты

Достаточно пройти 500 метров от метро «Сокол» и свернуть на улицу Алабяна, чтобы попасть на небольшой островок Москвы, разительно отличающийся от привычного образа столицы. Это – поселок Сокол, памятник градостроительства первых лет советской власти, уникальный по своей архитектуре, при постройке которого была реализована концепция «города-сада».

Эта градостроительная задумка сочетала в себе свободную планировку, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях были использованы современные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П.А. Флоренского и художника-графика В.А. Фаворского.

Фото: Улица Поленова / © Andreykor / CC BY-SA 4.0

Самая широкая в поселке улица Поленова, проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная. «Лестница Микеланджело», наоборот, сужает улицу и как бы удлиняет в перспективе. Удлинению пространства способствуют и безоконные торцы некоторых домов. На поворотной улице дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций, громоздкий дом как бы вращается. Двух одинаковых домов в поселке не найти, одни строения по своей форме схожи со сторожевыми башнями, другие выполнены в стиле северного деревянного зодчества, есть дом – имитация русской избы, коттедж с нарядными окнами, сооружение с зубчатыми стенами, похожее на крепость. Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (21 гектар), создать впечатление его огромности, пространственного величия. Уникальное садовопарковое хозяйство призвано было довести идею «города-сада» до совершенства.

Почему именно город-сад?

Фото: Улица Верещагина / © Agile2005 / CC BY-SA 4.0

Дело в том, что эта концепция была очень популярна в начале ХХ века. Из истории известно, что сама идея впервые описана в книге английского социолога-утописта Э. Говарда, опубликованной в 1898 году. Новая концепция содержала мысль, что современный город давно себя изжил, погряз в хаосе и промышленной антисанитарии. Именно в качестве альтернативы урбану и была предложена идея создания метагородов, сочетающих главные плюсы городской и деревенской жизни.

В Москву модная задумка английского утописта пришла в 1903 году, когда на Ходынском поле стали планировать строительство городского оазиса. Однако события 1914-1917 годов помешали реализации этой программы. Идея создать в Москве город-сад возродилась в градостроительных планах 1920-х годов. Опираясь на идею англичанина, отечественные градостроители предлагали московские окраины и пригороды застроить типовыми низкоэтажными поселками со своими школами, детскими садами, клубами и библиотеками.

Фото: Улица Сурикова / © Надежда Пивоварова / CC BY-SA 3.0

В 20-е годы в Москве остро встает проблема нехватки жилья – население города растет быстрее, чем новостройки, а финансовых возможностей для строительства у власти не хватает. Подписанный 8 августа 1921 года В.И. Лениным декрет о кооперативном жилищном строительстве стал толчком к образованию кооперативов, имеющих права на застройку городских участков. Первопроходцем реализации новой градостроительной политики стал жилищно-строительный кооператив «Сокол», образованный в марте 1923 года. Во владения кооператива перешел участок земли на окраине Всехсвятского села с обязательством расстроить его до двухсот домов за семь лет.

Пайщикам кооператива предоставлялось право пользоваться жилой площадью на протяжении 35 лет без ограничений. Начальная сумма паевых взносов составляла около 60 золотых червонцев, а стоимость готового дома, которая выплачивалась на протяжении нескольких лет, – 600 червонцев. Цены, по меркам того времени, были достаточно высоки. Этот факт стал основой для формирования контингента будущего города. Первыми застройщиками стали сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция, часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

Фото: Улица Левитана / © Andreykor / CC BY-SA 4.0

Сам факт застройки нового района, где для каждого дома и здания был разработан индивидуальный проект, вызывал колоссальный интерес у общественности. В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие: А. Щусев, Н. Марковников, И. Кондаков и братья Веснины. Примечательно, что многие объекты стали экспериментальными. Впрочем, поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит – спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции. Некоторые технологии, использованные при строительстве Сокола, позднее были внедрены в массовое строительство. Дом No 10 по улице Верещагина, построенный Н. Марковниковым, был выставочным экспонатом Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 года.

Мало кто знает, но изначально улицы поселка носили другие названия, чем сейчас: Центральная, Школьная, Вокзальная, Большая, Телефонная, Столовая. В 1928 году улицам присвоили имена выдающихся художников: Шишкина, Верещагина, Врубеля, Левитана, Сурикова – по аналогии с подмосковным дачным поселком Клязьма, где улицы были названы в честь русских писателей и поэтов. После переименования улиц Сокол получил второе название «Поселок художников».

В чем уникальная особенность садово-паркового оформление территории новаторского поселка?

Фото: Улица Сурикова / © Roman M. Balabin  / CC BY 2.0

По инициативе, предложенной известным агрономом А. Челинцевым, каждая улица Сокола была засажена определенной породой деревьев. На улице Сурикова до сих пор растут крупнолистные липы, а на улице Брюллова – татарские клены. Просторную улицу Паленова украшают два ряда серебристых кленов и лип, а улицы Шишкина и Врубеля – ясеневые аллеи. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливает целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса. Сегодня сады поселка Сокол – часть природного комплекса Москвы.

Фото: Поселок художников / © Надежда Пивоварова / CC BY-SA 3.0

По окончании строительства в 1930 году на территории Сокола было построено 114 домов, две спортивные площадки, библиотека, общественная столовая и детский сад. Вместе с интересом москвичей к строительству нового района, к нему росло и внимание надзорных органов. В начале 30-х годов между сегодняшней улицей Врубеля и Волоколамским шоссе возвели несколько жилых домов для сотрудников НКВД и у поселка Сокол изъяли часть территории. Это стало предвестником неизбежных перемен и крахом идеи Говарда.

В 1936 году власти остановили программу кооперативного строительства, а все жилые строения на территории Сокола перешли в собственность города. Председатель кооператива В. Сахаров и его заместитель Н. Янек стали жертвами политических репрессий.

В годы войны поселок был точкой обороны Москвы, через Сокол прошла одна из линий укреплений столицы, которые состояли из рвов, надолбов и амбразур. Жителями поселка были сформированы группы самообороны.

Фото: Улица Левитана / © Andreykor / Public Domain

В конце 1940-х годов поселок капитально отремонтировали, подключили городскую канализацию и провели замену печного отопления на водяное. Самыми напряженными для поселка стали 50-е и 60-е годы, когда его пытались снести. Впервые эта идея была озвучена в 1950 году, но по приказу Сталина ее свернули. Следующая волна угрозы сноса прокатилась в 1958 году, когда был обнародован план многоэтажной застройки района. Однако в 1962 году проект отменили. Против сноса этого «заповедного» уголка Москвы выступили представители Союза архитекторов и Министерства культуры СССР, считая его памятником и символом свободной архитектурной идеи. С 1975 года поселок Сокол поставлен под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

14 июля 1989 года для эффективного управления и решения территориальных вопросов в поселке было учреждено территориальное общественное самоуправление. Этому решению предшествовала инициатива жителей по созданию организованной структуры – Агентство «Сокол».

Усилиями членов самоуправления удалось все-таки приблизить поселок к изначальной идее английского утописта, создать комфортный симбиоз города и деревни. В конце 80-х был проведен ряд ремонтно-восстановительных работ, налажено местное самоуправление и выпуск районной газеты «Голос Сокола». В центре поселка появился обелиск в память о погибших в Великой Отечественной войне, парк и детская площадка.

Фото: Детская площадка в Поселке художников / © Надежда Пивоварова / CC BY-SA 3.0

Архитектурный облик уникального московского района стал прообразом при строительстве рабочих поселков на Беговой улице и Усачёвке, а также прототипом Академ-городка в Новосибирске.

В 2023 году Сокол, некогда экспериментальный поселок, а сегодня один из уникальных районов Москвы, отпразднует свое 100-летие. Сегодня, как и десятилетия назад, москвичи называют обитателей этого необычного городского района — «мечтателями». Так зарождалась и воплотилась в жизнь одна московская мечта.

Автор / Сергей Мельников

Обложка: Улица Сурикова. 1928 год / PastVu.com