Угрозы ФИФА: что ждать, чего бояться и над чем смеяться?

Предназначено для аудитории 6+

Доха, столица Катара, сейчас центр притяжения всего мирового футбола: в ноябре здесь начнется первый в истории «зимний» чемпионат мира. Здесь за 8 месяцев до старта состоится ежегодный конгресс, который в том числе касается и Российского футбольного союза. Речь идет о рассмотрении статуса членства нашей организации в Международной федерации футбольных ассоциаций (как правило, мир слышит о ней в формате аббревиатуры ФИФА).

Про чемпионат мира «Катар-2022» нашим болельщикам можно смело забыть. Правда, с осадком огромного возмущения и чувства несправедливости. В 1992 году в самый последний момент Югославия, законно завоевавшая право на участие в чемпионате Европы в отборочных матчах (длятся они полтора года), была исключена из восьмерки соискателей Кубка Анри Делоне, главного евротрофея, из-за эскалации войны на Балканах. Вместо нее в Швецию поехала Дания, которая заняла второе место в отборе (и стала чемпионом, но это уже другая история).

В нашем случае обошлись проще. Российской сборной засчитали техническое поражение «0:3» в пользу Польши, которая выпала нашим игрокам согласно жребию. И та вышла в финал так называемого «стыкового» турнира. Он разыгрывается между командами, которые не прошли групповые отборы напрямую. Теоретически, если следовать по лекалам прецедентного права, Польша должна была встречаться со Словакией (она за ними финишировала третьей). Но ФИФА об этом, кажется, даже и не вспоминала! А на данный момент национальная российская сборная и ее будущие сменщики маринуются в собственном соку.

В ближайший четверг, 31 марта, в Дохе будет рассмотрен вопрос о судьбе РФС, но уже более зловещий: организацию могут исключить из мирового футбольного сообщества или приостановить это самое членство. Решения такие принимаются коллегиально. Что означает первый вариант? Вероятен даже такой страшный сценарий, что нынешние пятиклассники смогут поболеть за сборную России не раньше ближайших 12-16 лет. Штаб-квартира в Цюрихе никогда не торопилась, а сейчас в ворохе бумаг завязнут обе стороны.

Фото: © qatar2022.qa

Есть еще и всем знакомый УЕФА — Союз европейских футбольных ассоциаций. В Ньоне пока просто отстранили российские клубы и сборную от выступлений под эгидой организации и не особенно об этом задумываются. Сейчас все заняты Катаром и, как правильно вспомнили коллеги из «СЭ», Кенией и Зимбабве. Две последние страны могут наказать за вмешательство властей в дело национальных федераций (читай, футбола). Так что ситуации разные.

Такие вопросы решаются голосованием делегатов от разных стран. Только давайте не забывать, кто организовал три последних чемпионата мира?

2010: ЮАР

2014: Бразилия

2018: Россия

За исключением Китая и Индии, которые, как минимум, воздержатся при голосовании, остальные три – это члены организации стран BRICS, современного аналога Совета экономической взаимопомощи. Хотелось бы напомнить, что эти страны провели и Олимпийские Игры:

2008: Китай

2014: Россия

2016: Бразилия

2022: Китай

Пример самого негативного сценария: Приостановка членства в Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) российской ВФЛА (Всероссийской федерации легкой атлетики). Но там речь идет во многом о надуманном допинге и несуразице в решении проблемы с обеих сторон. К делу эта история не относится, но уже с конца 2013 года она напоминает замкнутый круг. Наши атлеты выступают ограниченным числом, а на Играх летних Олимпиад могут и не допустить.       

Негативный исход подставит всех. Разрыв связей путем исключения РФС означает огромную потерю бонусов для ФИФА и УЕФА, которые они получают с прошлого десятилетия от российских спонсорских вложений. На сегодняшний день предсказать ситуацию сложно, но мы будем надеяться на поддержку делегатов от стран, которые сохранят лояльность хотя бы в области спорта высших достижений. В ином случае, играть мы будем исключительно сами с собой.

Обложка: © Сборная Росси по футболу / vk.com/teamrussia