Затоваривание российского авторынка может привести к банкротствам дилеров

На российских складах к началу 2025 года скопилось около 700 тыс. автомобилей — это почти вдвое больше, чем в январе 2024-го (400 тыс. машин). С учетом прогнозов падения спроса дистрибьюторы оказались на пороге кризиса, сообщает РБК.

По данным ГК «Автодом», сейчас более половины запаса занимают отечественные авто, остальные — импортные. В агентстве «Автостат» заявили о почти 600 тыс. стоковых машин (это рекорд последних лет) — 500 тыс. легковых (400 тыс. — китайские марки, 100 тыс. — российские) и 100 тыс. коммерческих авто, грузовиков и автобусов. В ГК «АвтоСпецЦентр» запасы новых легковушек составляют 400–500 тыс. штук. Такого объема затоваривания хватит на 3–5 месяцев продаж.

При этом, согласно статистике «Российских автомобильных дилеров» (РОАД), в прошлом году в РФ продали 1,69 млн новых автомобилей (в основном китайских: 962,5 тыс., или 53 %), по оценке «Автостата» — 1,57 млн штук (на 48,4% больше, чем в 2023-м), причем покупатели предпочитали Lada (+34,4 %.), Haval (+70,6 %) и Chery (+32 %).

По мнению экспертов РБК, российский рынок легковых авто в 2025 году может сократиться на 10 %, до 1,42–1,43 млн авто, а по пессимистичным прогнозам — даже на 20 %, до 1,25 млн. При этом сейчас в РФ действует 4,1 тыс. дилерских центров, рассчитанных на ежегодную реализацию до 2,5 млн автомобилей. Соответственно, вслед за спадом продаж этим точкам грозит закрытие. Причем в первую очередь под ударом оказываются пользователи бизнес-кредитов: из-за роста ставок и сокращения спроса они могут оказаться банкротами.

Сейчас дистрибьюторы проводят ревизию, по итогам которой, скорей всего, будут закрывать убыточные центры и избавляться от нерентабельных марок. Также дилеры обратились в Минпромторг с просьбой наладить прогнозирование для авторынка и урегулировать наплыв китайских брендов. Кроме того, участники российского авторынка надеются на «взвешенную» кредитно-денежную политику Центробанка.

Обложка: © Carles Rabada / Unsplash