В России в ответ на спрос потребителей растет число новых кофеен

Рост интереса россиян к горячему кофе побудил предпринимателей открывать кофейни, сообщает «Коммерсантъ».

В 2023 году число кофеен — классических и точек с кофе навынос — в городах-миллионниках выросло до 15,4 тыс. — на 10 % по сравнению с провальным в этом плане 2022-м, когда их количество сократилось на 27 % по сравнению с 2021-м.

По данным 2ГИС, в Москве число кофеен увеличилось на 11,38 % год к году, до 5,96 тыс., в Петербурге — на 10,51 %, до 2,96 тыс. Самые быстрые темпы их прироста — в Краснодаре (на 15,93 %, до 1,15 тыс.), меньше всего их открылось в Челябинске (на 1,01 %, до 400 точек), и лишь в Нижнем Новгороде их число сократилось — на 5,43 %, до 348 точек.

По данным franshiza.ru, рост спроса на франшизы кофеен в прошлом году составил 6 %. Одной из причин может быть отложенный накопительный эффект: те, кто решил открываться в 2022-м, пережидали сложное время. К тому же за год в России увеличилось потребление кофе: объем их покупок в кофейнях вырос на 14 % год к году, средний чек — на 11 %, до 634 руб., обороты предприятий — на 25 %. На это повлияли в том числе внутренний туризм и возврат массовых мероприятий после пандемии. Хотя не все форматы востребованы: например, ТЦ перестают давать трафик кофе-барам, потому их рентабельность снизилась. Самыми успешными стали coffee-to-go.

По прогнозам экспертов «Ъ», рост трафика и количества кофеен в 2024 году сохранится, но бизнес будет стремиться сокращать затраты на новые точки. Возможно, скоро произойдет и трансформация формата, когда число заведений с напитками навынос уменьшится в пользу полноценных кофеен c расширенным ассортиментом.

Обложка: © Kaylah Matthews / Unsplash