В России могут сократить планы по выпуску отечественных самолетов до 2030 года

Правительство России рассматривает возможность либо пересмотра планов по выпуску 1 тыс. гражданских самолетов к 2030 году, либо разработки новой стратегии взамен корректировки текущей программы, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. 

Утвержденная в 2022 году программа производственного плана предусматривала выпуск 1081 самолета с началом поставок в 2023 году. Весной 2023 года эти планы были изменены до 994 самолетов, а поставки сдвинули на 2025 год. Минтранс прогнозирует, что численность иностранных самолетов в парке сократится с 738 единиц в 2022 году до 319 в 2030 году. 

 Этой весной консультанты из Сбербанка и «Газпром нефти» провели аудит заводов ОАК, производящих самолеты SJ-100, МС-21, Ил-114 и Ту-214. Они рекомендовали пересмотреть планы производства с учетом реального экономического спроса. Аудиторы обнаружили несоответствие между потребностью в авиаперевозках и плановым выпуском самолетов: планируется выпускать 140–270 самолетов в год, тогда как реальная потребность составляет 50–60 машин. 

Эксперты сообщили о дефиците МС-21 и ограниченном по времени спросе на Ту-214, в то время как SJ 100 оказался в профиците после отказа «Аэрофлота» от этого самолета. Проверка выявила риски роста себестоимости самолетов. Директивная стоимость МС-21, определенная правительством для «Аэрофлота» в начале 2023 года, составляла до 3,2 млрд руб., а теперь ее оценивают в 3,6 млрд руб. Себестоимость выросла из-за замены американских двигателей P&W на отечественные ПД-14.

Результаты аудита и планы поставок будут обсуждаться на совещании у премьера Михаила Мишустина на следующей неделе. Минтранс, Минпромторг, «Ростех», ОАК и ПАО «Яковлев» отказались от комментариев, а Сбербанк и «Газпром нефть» не предоставили ответ на запрос. 

Обложка: © Yury Orlov / Unsplash