Биржевые трейдеры заметили частые задержки и дефолты при отгрузке бензина и дизтоплива со стороны нефтекомпаний. По правилам СПбМТСБ отгрузка товара не должна превышать 30 дней, но из-за повышенного летнего спроса ситуация ухудшилась. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».
Если нарушение срока приводит к дефолту, поставщик платит штраф 5% от суммы договора. Однако рост цен на топливо заставляет покупателей часто соглашаться на продление сделки. Наиболее критичная ситуация по Аи-95 и Аи-100 — стоимость Аи-100 на НПЗ превышает 100 тыс. руб. за тонну, а срок отгрузки может составлять более двух месяцев. В последние месяцы около 10% сделок по бензину и дизтопливу продлеваются. Среди крупнейших компаний больше всего продлевает ЛУКОЙЛ. Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа, один из крупнейших производителей высокооктановых бензинов, не восстановил производство после поломки установки каталитического крекинга и не возобновил продажи Аи-95 на бирже. Независимые АЗС жалуются на дефицит высокооктанового бензина, что привело к максимальным ценам на Аи-95 в 2024 году и низкой рентабельности продаж Аи-95 и Аи-100 на АЗС.
Систематичное продление сроков поставки по более дорогому товару и «дефолты» по более дешевым объемам происходят из-за отсутствия реального товара. Проблемы вызваны трудностями на НПЗ, нехваткой цистерн и физическим дефицитом топлива. Продажа товара с более отдаленной выработки и проблемы с оперативной приемкой цистерн РЖД также усугубляют ситуацию.
Несколько источников «Ъ» отмечают сложность ситуации со срывами сроков доставки топлива. Главный риск в дальнейшей эскалации – рост оптовых цен, что может ухудшить рентабельность независимых АЗС. Нефтяники будут нуждаться в дополнительных объемах топлива, которым может потребоваться сокращение продаж на бирже или скупка топлива друг у друга.
По словам источника «Ъ», из-за отмены второй сессии на СПбМТСБ осенью 2023 года неизвестно, сколько топлива нефтяники покупают друг у друга, что может спровоцировать рост цен. Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что отгрузки нефтепродуктов с НПЗ страдают из-за снижения эффективности диспетчеризации на сети ОАО РЖД и последствий атак на российские НПЗ, где из-за ремонтов не могут исполнить все обязательства.