У подростков с широким мышлением, использующих при анализе ситуаций отсылки к истории и отвлеченные понятия типа гражданственности и целесообразности, мозг развивается быстрее, сообщает Naked Science со ссылкой на Scientific Reports.
В человеческом мозге есть две важные для психологического развития сети. Центральная исполнительная сеть активизируется при целенаправленном мышлении, которое нужно для решения задач здесь и сейчас, а сеть пассивного режима работы — при всех выходящих за рамки сиюминутности видах мышления (например, при воспоминаниях, планировании, творчестве) и эмоциональных реакциях (сострадании, восхищении и т. д.).
Ученые из Южнокалифорнийского университета в Лос-Анджелесе выяснили, как разные типы мышления влияют на развитие мозга. 65 старшеклассникам 14–18 лет рассказали 40 реальных историй о подростках. Участники анализировали и объясняли свои впечатления и в тот же день проходили МРТ головного мозга. Обследование повторяли еще три раза: сначала спустя два года, а после еще дважды до достижения участниками 20-летнего возраста.
Оказалось, что все подростки анализировали ситуацию без фокуса на фактах, с использованием отвлеченных понятий, с отсылками к истории, гражданской значимости и целесообразности, но некоторые делали это заметно чаще остальных. «Трансцендентное» мышление оказалось связано с развитием мозга подростков: чем чаще они его использовали, тем сильнее у них улучшалась координация между мозговыми сетями в течение следующих двух лет.
Ученые заявляют, что нашли новый параметр, который позволяет прогнозировать, как будет развиваться мозг человека. Кроме того, результаты исследования подтверждают важность «трансцендентного» анализа в школьных программах и в изучении психического здоровья подростков.
Обложка: © Metro-Goldwyn-Mayer