С начала 2024 года, несмотря на инфляцию, средний чек и выручка столичных кафе и ресторанов выросли на 10–16 % год к году, сообщает «Коммерсантъ».
Так, в центре и в спальных районах Москвы средний чек и выручка увеличились, соответственно, на 11 и 10 %, в деловых кластерах — на 16 и 14 %, на периферии и в дальних торговых центрах (ТЦ) — на 11 и 14 %, то есть внутренний спрос на общепит повсеместно набирает обороты.
Одна из тенденций — перераспределение потока покупателей: если в городском центре и в деловых районах объем заказов еды фактически не увеличился, то в кафе и на фуд-кортах крупных ТЦ на периферии в целом, наоборот, вырос.
Эксперты «Ъ» объясняют отток посетителей на окраины развитием города: в современных микрорайонах все рядом, и надобность ехать в центр, чтобы поесть, отпадает. Эта динамика может сохраниться: с учетом климата большинства регионов россияне предпочитают проводить досуг в ТЦ. В свою очередь причины общего роста выручки в общепите в том числе инфляция и потребительская инерция: хоть цены и растут, люди не хотят менять свои привычки и продолжают ходить в кафе и рестораны.
При этом в 2025 году общепиту прочат хорошие перспективы. В частности, многие инвесторы уходят в этот бизнес из-за высокой ключевой ставки ЦБ, так как здесь с 2022 года нет обязательного НДС при доходе до 2 млрд руб.