Свыше половины жалоб в Роспотребнадзор касается косметической продукции. К примеру, на 30 % товаров нет данных о составе, на 60 % — нечитаемый мелкий текст, зачастую с подменными названиями и т. д. В ведомстве подтверждают, что четверть косметики в РФ реализуют с нарушениями, сообщают «Известия».
По итогам мониторинга косметической отрасли председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин обратился к вице-премьеру Денису Мантурову и главе Минпромторга Антону Алиханову с просьбой об ужесточении контроля за производителями и ретейлерами.
Например, сейчас состав 95 % всей косметической продукции пишут на латинице, хотя есть возможность выбрать русский язык. В отсутствие доступной информации растет и число жалоб покупателей. В частности, почти 60 % обращений на горячую линию Роспотребнадзора касаются проблем с качеством и безопасностью косметики.
По данным экспертов «Известий», самые частые нарушения в сфере косметики и бытовой химии связаны с оборотом спиртосодержащей продукции, с отсутствием госрегистрации, с сокрытием информации, с нарушением требований к качеству и безопасности, с неуплатой сборов на утилизацию и т. п. Число соответствующих предостережений с 2022 по 2023 год выросло на 162 %, за девять месяцев 2024-го — на 54 %.
В свою очередь, в Роспотребнадзоре привели годовую статистику. За 12 месяцев в ведомстве проверили около миллиона единиц косметической продукции. Оказалось, что реализация 18 % этого объема проходила с нарушением. При этом нарастает проблема неконтролируемой реализации контрафактной косметики и парфюмерии через интернет-каналы. Как итог, проигрывают и потребители, и добросовестные российские производители, которые не могут конкурировать с нелегалами.
Соответственно, нужно ужесточить контроль качества, в том числе ускорить введение специальной маркировки косметики. Эта мера позволит проверять подлинность товаров, ограничить продажу контрабанды и повысит прозрачность рынка.