Глава «Роснефти» Игорь Сечин в июле обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением снизить тариф «Газпрома» на транспортировку газа независимыми производителями и повысить прозрачность бизнеса монополии. ФАС, Минэнерго и Минэкономики вместе с «Газпромом» рассмотрят этот вопрос до 23 августа, сообщает «Коммерсантъ».
«Газпром» владеет магистральными газопроводами единой системы газоснабжения (ЕСГ). Соответственно, независимые производители (НОВАТЭК, «Роснефть») платят монополисту за транспортировку газа и часто высказывают претензии к непрозрачному тарифообразованию. В частности, «Газпром» не раскрывает всю информацию о стоимости эксплуатации труб и уровне их загрузки.
Ранее, в 2015 году, «Роснефть» и НОВАТЭК настояли на заморозке тарифа на прокачку газа и запрете его индексации до утверждения новой методики расчета. В 2023-м оба производителя обратились в Правительство РФ с просьбой о создании равных экономических условий на внутреннем газовом рынке и введении экономически обоснованного тарифа на транспортировку.
Теперь в «Роснефти» указали на то, что действующий тариф на прокачку завышен: он включает компенсацию затрат «Газпрома» на развитие газотранспортной системы (ГТС) до 2015 года. По мнению Игоря Сечина, независимые поставщики не должны оплачивать строительство экспортных мощностей монополиста. Кроме того, предлагается вывести из тарифа не связанные с прокачкой затраты.
Глава «Роснефти» подсчитал, что независимые поставщики в 2015–2021 годах переплатили за транспорт газа до 431 млрд руб., а в 2022–2024 годах переплата еще увеличилась, а «Газпром» при этом продолжает снижать капитальные вложения в развитие магистральных газопроводов ЕСГ.
Как отмечают эксперты «Ъ», предложения «Роснефти» могут снизить цены на транспортировку газа на 17 %. Но это вряд ли осуществимо. В частности, тариф зависит от стоимости топливного газа для компрессорных станций. Сейчас, она вычисляется затратным методом (расходы на добычу и подготовку к транспортировке). Расчет по ценам внутреннего рынка мог бы изменить тариф, но надо учесть, что амортизационные отчисления направляются на модернизацию и ремонт. Да и в целом сложно утверждать, что независимые производители газа переплачивают за транспортировку, добавил один из собеседников «Ъ».