Высокая инфляция, дорогие кредиты, растущие расходы на логистику, персонал, упаковку и сырье привели к тому, что производители продуктов питания пересматривают закупочные цены для ритейлеров с увеличением на 5-40%, особенно в категории кондитерских изделий. В торговых сетях проверяют обоснованность этих требований. Об этом передает газета «Коммерсантъ».
Крупные производители, такие как Mars, Ritter Sport, «Славянка», «Вимм-Билль-Данн», Viola, «Балтика» и другие, объявили о повышении цен в августе—сентябре 2024 года.
По данным Росстата, продуктовая инфляция в России в июле 2024 года составила 9,67% год к году, общая — 9,13%. Например, «Балтика» сообщает, что бутылки подорожали на 8%, алюминиевые банки — на 25%, а расходы на логистику выросли на 16–30%. «Милком» отмечает, что сахар и фруктово-ягодные добавки подорожали на 20%, молоко — на 12%, в результате чего они планируют повысить закупочные цены на 5–15%.
Запросы на повышение цен считаются типичным явлением для текущей экономической ситуации, заявляют представители отрасли.
Цены на кондитерские изделия также ощутимо вырастут. Ritter Sport с 1 сентября увеличит цену ассортимента Extra Cacao на 40% из-за роста цен на какао, вызванного засухой в Западной Африке. Mars поднимет стоимость шоколадных плиток Dove и «Коркунов» на 19% с 9 сентября, а жевательных конфет Skittles — на 13%.
Ритейлеры редко сразу повышают цены вслед за поставщиками, так как это может снизить продажи. Обычно они распределяют повышение поэтапно или за счет своей маржи. Критически важные позиции могут подорожать за счет уменьшения наценки, а незначительные и дорогостоящие товары могут быть выведены из ассортимента, пишет «Ъ».
Согласование новой цены между поставщиками и ритейлерами в среднем занимает 30 дней, но иногда растягивается до четырех месяцев. Производители обладают сильной переговорной позицией в этих обсуждениях. Однако, бывают случаи, когда ритейлеры не соглашаются с изменением цен от поставщиков, но все равно значительно повышают цены на полке, уточняют эксперты.