Доля сервиса «Яндекс Go» в сфере агрегаторов такси в столице в 2024 году превысила 96 %, сообщает РБК.
В частности, по апрельским данным дептранса Москвы, в приложении «Яндекса» делают 96 % всех заказов такси (в 2020-м — 70,8 %), 3 % — в Drivee, 0,86 % — в «Ситимобиле», 0,14 % — в «Максиме». А по мнению некоторых источников, к августу охват услуг такси у «Яндекс Go» вырос до 98-99 %. При этом сейчас на московском рынке такси порядка 15 тыс. перевозчиков и 28 агрегаторов, так что он все еще конкурентный.
Тем не менее ФАС выдвинула ряд претензий к «Яндекс Такси»: в феврале 2024-го — к ценообразованию, а через месяц — по поводу доминирующего положения на рынке и нарушения антимонопольного законодательства. Плюс ведомство потребовало снизить комиссию для водителей (сейчас она 28 %). После этого «Яндекс» анонсировал ее сокращение в периоды высокого спроса, чтобы побуждать перевозчиков чаще брать заказы.
В целом на «Яндекс Такси» будут распространяться меры из пятого антимонопольного пакета, вступившего в силу 1 сентября 2023 года. Они помогут ФАС выявить сетевые эффекты (явление, когда ценность товара растет с увеличением числа его потребителей) и узнать степень влияния онлайн-платформ на рынок. В свою очередь, Минэкономразвития работает над законопроектом «О платформенной экономике» для урегулирования отношений между цифровыми платформами, их партнерами и клиентами.
По мнению экспертов РБК, цифровые монополии — новая тема в законодательстве: они, в отличие от традиционных монополий, осваивают несколько смежных рынков. Соответственно, в пятом антимонопольном пакете запрещается злоупотребление доминирующим положением цифровых платформ, и сейчас ФАС разрабатывает механизм его выявления.
С одной стороны, вред монополий заключается в ограничении выбора клиентов, в снижении конкуренции на рынке и в жестких условиях договоров и ценообразования. С другой стороны, есть и плюсы — единое управление и понятные общие требования. Тем не менее собеседники РБК не исключают вмешательство государства в политику ценообразования цифровых монополистов.