Проведенное социологическое исследование показывает, что почти половина россиян готова посещать торговые центры чаще, если вместо ушедших иностранных брендов там появятся востребованные неторговые услуги. Об этом рассказал декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Евгений Михайленко.
«Проведенный опрос показал, что россияне достаточно часто посещают торговые центры (ТЦ). Более половины респондентов (52%) ходят в них минимум раз в неделю, еще четверть (26% россиян) посещают торговые центры раз в месяц. При этом почти половина россиян — 47% — будут посещать торговые центры чаще, если на освободившихся после ухода западных брендов пространствах, появятся организации, которые они считают полезными», — рассказал Евгений Михайленко.
Эксперт отметил, что по мнению россиян, наиболее востребованными являются детские развлекательные центры (42%) и комнаты присмотра за детьми (28%).
«Также россияне считают, что на пустующих площадях стоит разместить объекты, связанные с предоставлением различных услуг населению: центры социальных услуг, МФЦ (31%), отделения банков (24%) и почты (14%), пункты выдачи заказов (22%)», — добавил Евгений Михайленко.
Помимо этого, значительное число респондентов считают полезным появление объектов, помогающих уходу за внешним видом: парикмахерских (25%), спа и массажных салонов (8%), косметологических услуг (6%).
«Вместе с тем, около четверти опрошенных считают, что на таких площадях должны предоставляться услуги по саморазвитию для различных возрастов: творческие студии (29%) и спортивные центры (24%)», — подчеркнул декан факультета.
Оценивая обеспеченность торговыми центрами, по словам Евгения Михайленко, 79% опрошенных ответили, что в России достаточно имеющихся комплексов. О недостаточном количестве таких объектов говорят только 20% опрошенных.
Центр СИТИ (социальных исследований и технологических инноваций) Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ в июне 2023 года провел общероссийский опрос (3200 респондентов), в ходе которого оценивалось отношение россиян к торговым центрам, частота их посещения и пожелания по заполнению нетоварными услугами площадей, пустующих после ухода иностранных брендов.
В свою очередь вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин отметил, что результаты социологического исследования подтверждают тот тренд, которому следуют российские торговые центры в последний год.
«В то же время, если говорить о неторговых функциях, то несмотря на то, что наиболее востребованы детские развлекательные форматы, социальные услуг и фитнес, эти операторы приносят доход значительно ниже, чем магазины. Поэтому маловероятно, что торговые площади, освободившиеся после ухода западных брендов отдадут под МФЦ или детскую комнату. Однако в торговых центрах есть и другие площади, находящиеся в менее «дорогих» локациях, на которых можно разместить необходимые сервисы», — подчеркнул Павел Люлин.
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется