Первые китайские автомобили начали завозить в нашу страну в начале двухтысячных; экспортом занимались небольшие частные компании, которые не могли (да, в общем, и не хотели) предоставлять официальное сервисное обслуживание, запчасти и хоть какие-то гарантии. Впрочем, неизбалованному российскому автолюбителю это не мешало взять китайскую иномарку по вполне демократичной цене и в «богатой» комплектации — с гидроусилителем, кондиционером и полным электропакетом в базе. Да и внешне «китайцы» были интереснее отечественного автопрома.
Люди постарше наверняка вспомнят страшненькие джипы типа Tianye Admiral и Creat Wall, седаны Chery Amulet и Lifan Breez, много других: по качеству эти авто были чуть надежнее коробки от холодильника. Их разъедала коррозия, двигатели и коробки (при должном уходе) редко доживали до 100 тысяч километров, а новых в продаже просто не было.
А что сейчас?
Уже через 10 лет, в 2018 году, авторынок Китая стал крупнейшим в мире, продав в общей сложности 28 млн автомобилей. Сейчас, в 2024-м, там насчитывается более 100 различных автомобильных брендов со своими дизайнерскими и технологическими новинками.
К сожалению, первый опыт общения с этими иномарками надолго остался в памяти. До сих пор бытует мнение, что взять «китайца» — выкинуть деньги на ветер, купив себе головную боль. Миф оказался настолько устойчивым, что российская целевая аудитория, по данным Росстата, — молодые люди и девушки преимущественно до 35 лет (только 9 % покупателей новых китайских автомобилей старше 45).
Чего ожидать после покупки
На самом деле все автомеханики, работающие с «китайцами», давно вывели несколько правил, советов и рекомендаций, которые помогут вам, во-первых, не ошибиться с выбором автомобиля, а во-вторых, быть готовыми к возможным проблемам.
Не стоит брать автомобили марок FAW, DongFeng, SWM, Livan, BAIC и прочие, почти не ходовые на российском рынке. Эти модели в силу своей непопулярности плохо обслуживаются: у механиков просто нет необходимой базы для их ремонта, а запчасти могут идти до полугода и даже дольше. Как следствие, такое авто много потеряет в стоимости уже в первый год использования, и продать его будет трудно в принципе.
Почти все владельцы китайских авто (до 90 %!) сталкиваются с проблемой электроники в первые три года эксплуатации. Автоконцерны заявляют, что в курсе проблемы и работают над ее решением, но пока воз и ныне там. Тут уместно вернуться к первому правилу: популярные марки легко ремонтируются по гарантии либо в частных автосервисах, вся база по ремонту есть, запчасти практически всегда в наличии.
Часто владельцы китайских авто жалуются на пинки в коробке передач. Проблема в недостаточном (или, наоборот, избыточном) количестве масла. Действительно, механики отмечают эту странную тенденцию — несоответствие уровня масла техническим требованиям автомобиля, из-за чего случаются разные неприятные моменты. Решение элементарное: сразу после покупки заехать в ближайший автосервис (часто сертифицированные сервисы есть прямо при автосалоне, но это в крупных городах, в регионах с этим похуже) и проверить уровень масла в двигателе и коробке передач.
В остальном специалисты сходятся: китайские автомобили в 2024 году вполне надежны и уже вплотную подошли к американским и европейским конкурентам по качеству деталей, отделки и исполнения.
© АО «Чери Автомобили Рус»
Какой китайский автомобиль выбрать в 2024 году и не ошибиться
Если смотреть на российский авторынок в целом, продажи китайских авто в 2022 году составляли его четверть, а сейчас, 2024-м, в связи с известной ситуацией в мире — больше трети и продолжают активно расти. При этом внимательный автолюбитель наверняка заметил, что особым китайским разнообразием наши дороги не радуют. Есть несколько топовых брендов и моделей, успевших прекрасно себя зарекомендовать, — о них и расскажем.
Geely Atlas
Этот стильный кроссовер собирается в Беларуси с конца 2017 года и за семь лет показал высокий класс надежности и комфорта (более того, специалисты говорят, что именно Atlas не страшно брать даже с пробегом). Самым качественным в модельном ряду считается модификация с двигателем 2,4 литра, атмосферным мотором на 149 л. с. и 225 нМ крутящего момента в сочетании с обычным «автоматом». Динамика не особо впечатляет: 13 секунд до 100 км/ч, да и расход великоват — 12 литров в смешанном цикле, но эти минусы компенсируются богатой базовой комплектацией и особым антикоррозийным покрытием кузова, обеспечивающим долговечность деталей.
В 2024 году вышла новая модификация этого автомобиля мощностью 200 л. с. — с уменьшенным расходом топлива до 8 литров на 100 км при подключенном полном приводе и с динамикой разгона до сотни км за 8,2 секунды. Машина оборудована большим экраном мультимедиа с диаметром 13,2 дюймов и высокой четкостью. Безопасность также на высоком уровне благодаря использованию высокопрочной стали в элементах кузова.
© Geely
Обойдется вам новый Geely Atlas в среднем в 2,5–3,5 млн рублей в зависимости от комплектации. Предыдущие модели в хорошем состоянии оцениваются на рынке от 1,7 млн.
Стоит отметить, что была еще версия Atlas с турбодвигателем, но ее не рекомендуют к покупке: такой вариант куда более капризный и требовательный к обслуживанию.
Chery Arrizo 8
Достаточно большой седан с узнаваемым обликом: решетка радиатора от «Лексуса», профиль как у «Сонаты», передняя панель скопирована с БМВ, а двери — с «Мерседеса». В целом известный китайский прием. Автомобиль позиционируется на рынке как полноценная и улучшенная замена Toyota Camry: уже в стандартной комплектации мы получаем панорамную крышу, отличный блок мультимедиа от Sony, большие экраны с дополненной реальностью и сразу 10 подушек безопасности.
В России представлены два варианта двигателя — 1,5 и 1,6 мощностью 156 или 254 л. с. соответственно с вариаторами или роботизированными коробками передач. Разгон до сотни занимает 8,9 секунды, средний расход топлива — 6,2 л на 100 км.
© АО «Чери Автомобили Рус»
Обойдется такой автомобиль примерно в 3,5 млн рублей. Недешево, но, учитывая, что это полноценная замена Camry с более богатой комплектацией и проверенным качеством, такой вариант вполне достоин внимания.
Haval H9
Главное отличие этого автомобиля — сравнительно невысокая цена для подобного класса. Полноценный новый внедорожник 2024 года (аналог Lexus LX 570 и Toyota Land Cruiser 200) с кучей дополнительных «плюшек» в максимальной комплектации премиум обойдется в 4,2 млн рублей. Haval H9 выпускается с 2014 года, в 2017-м пережил большой рестайлинг и выпускается в таком виде по сей день.
Характеристики у такой большой и тяжелой машины стандартные: двигатель мощностью 218 л. с. разгоняется до 100 км/ч за 12 секунд, заявленный расход в смешанном стиле — 14 литров, максимальная скорость — 180 км/ч.
Стоит учесть, если вам нужен большой комфортный рамный внедорожник, то за эти деньги сейчас вы сможете (если хорошо поискать) приобрести 5-7-летний Pajero или 8-10-летний Land Cruiser. Даже учитывая признанную надежность японских автомобилей, с таким сроком эксплуатации найти машину, которая еще послужит, будет весьма непросто.
© Jengtingchen / CC BY-SA 4.0
Выводы
Мы рассказали о трех моделях. На самом деле можно обратить внимание и на отличные, хорошо себя зарекомендовавшие Cherry Tiggo 7 Pro, 7 Pro Max, 8 Pro. Среди марки Haval можно особо отметить Jolion: это самая продаваемая модель в 2023 году, которая, вероятно, повторит этот результат в 2024-м. Среди марки Geely автолюбители рекомендуют модели CoolRay и Monjaro, отмечая их высокую надежность и неприхотливость в обслуживании.
Также стоит учитывать, что у этих марок нет проблем с запчастями: на данный момент Cherry имеет в нашей стране несколько огромных складов, а вскоре будут собираться и сами машины. Например, Geely собирают в Беларуси, и только некоторые модели попадают к нам из Китая, Haval полностью собирают у нас. Но если вдруг какой-то запчасти не окажется, ждать ее придется не больше месяца благодаря отличной логистике.
Китайские автомобили, пришедшие взамен флагманам, стали полноценными участниками рынка. Есть запчасти, есть сервисы, есть гарантийное и постгарантийное обслуживание. С учетом умеренных цен и достаточно высокого качества самих автомобилей их можно смело рекомендовать к покупке.