ФАС рассмотрит жалобу магазинов электроники на демпинг маркетплейсов

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась в ФАС с жалобой на то, что низкая стоимость электроники и бытовой техники на маркетплейсах снижает конкурентоспособность и доходы офлайн-магазинов, сообщает РБК.

По мнению РАТЭК, снижение цен на маркетплейсах — это демпинг. В частности, из-за оттока покупателей в прошлом году реализация электроники в офлайн-магазинах упала на 16 %. При этом в первом полугодии 2024-го продажи смартфонов в натуральном выражении на маркетплейсах выросли до 36 %, а у федеральных сетей («М.Видео-Эльдорадо», DNS и др.), наоборот, снизились с 40 до 34 %.

Разница цен в интернете и в офлайне — от 20 до 70 %. Маркетплейсы оценивают товары порой даже ниже их себестоимости. Поэтому розница вынуждена уменьшать ассортимент, закрывать магазины, переходить на агентскую модель продажи. Соответственно, снижается число рабочих мест и объем налоговых поступлений. К тому же из-за сложностей с контролем качества и с гарантийным обслуживанием ухудшается и покупательский опыт, считают в ассоциации.

В маркетплейсах не согласны с претензиями. К примеру, в Wildberries & Russ заявили, что выбор каналов продаж дает возможности для разных стратегий маркетинга. Что касается акций, маркетплейсы перед ними предупреждают продавцов, и те принимают решение, готовы ли они к скидкам в обмен на продажи. А РАТЭК практически требует везде установить высокие цены на массовые товары, что не способствует конкуренции.

В Ozon добавили, что при скидках за счет маркетплейсов выигрывают и продавцы, и покупатели: первые сохраняют свой заработок и получают рост спроса, а вторые могут выгодно приобретать товары. И кроме того, окончательное решение о ценах все равно за продавцом.

По наблюдению экспертов РБК, сейчас сетевая торговля сдерживает рост цен и работает над тем, чтобы вместе с доступностью товаров обеспечивать продавцам наценку. В то же время скидки за счет маркетплейсов ставят офлайн-магазины в невыгодную позицию. В мировой практике это считается антиконкурентным действием. Со временем магазины будут вынуждены закрываться и интернет-площадки станут единственным каналом сбыта. А далее без конкуренции маркетплейсы смогут поднимать цены, и не всегда до экономически обоснованного уровня.

Обложка: © 20th Century Fox