Метро Москвы исполняется 87 лет

15 мая 1935 года в Москве открылся метрополитен. Сначала он представлял собой несколько станций в центральной части города, а сейчас это одна из самых совершенных транспортных систем в мире. 

Сегодня осталось совсем немного тех, кто помнит Москву без метрополитена. Кажется, он существовал всегда. Московское метро – это не просто транспортное предприятие и ансамбль памятников архитектуры. Это символ столицы и одна из главных городских легенд, которая отмечает 87-й день рождения.

Метро могло появиться в Москве еще до революции, но городская дума отвергла проект из-за дороговизны. В середине 20-х годов к идее строительства подземки вернулись. Население столицы стремительно увеличивалось, а наземный транспорт не справлялся с пассажиропотоком. И 15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве метро в Москве.

Времени на разработку проектов инженерам и архитекторам дали крайне мало. Чертежи нужно было сдать через 25 дней. К работам приступили безотлагательно. Первая очередь метрополитена была построена ударными темпами и почти без применения техники. Линию провели от Каланчевской площади до парка Горького, вдобавок от станции «Охотный Ряд» на запад уходило ответвление до «Смоленской».

Для пассажиров метро открыли утром 15 мая 1935 года. Этот день вошел в историю. Многие москвичи потом долго хранили входные билеты, датированные днем рождения метрополитена, как драгоценную память.

В последующие годы развитие московского метрополитена стало важнейшей стройкой страны. В столицу съезжались лучшие профессионалы со всего Союза. 

Важнейшим событием стал выход метро за пределы МКАД в начале ХХI века. Линии протянулись к районам массовой застройки, на месте которых еще лет 15 назад были пустыри или поля орошения. 

В последнее десятилетие темпы ввода новых станций ускорились. Жители столицы получили несколько десятков новых объектов. Продлевались старые линии и создавались новые. На данный момент метрополитен российской столицы состоит из 14 линий и 250 станций. В ближайшее время должно произойти важнейшее событие в истории подземки — будет запущено второе кольцо. Проект получил название Большой кольцевой линии. 

Название новых станций теперь определяют сами москвичи. Например, недавно завершилось голосование – горожане выбирали наименования сразу 15 объектов. 

В результате новая конечная станция Сокольнической линии будет называться «Потапово». Три станции строящейся Троицкой линии получат наименования «Кедровая», «Ватутинки» и «Тюленевская».

На будущей Бирюлевской линии появятся станции: «Курьяново», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Каспийская», «Липецкая» и «Лебедянская».

Для строящейся Рублево-Архангельской линии москвичи выбрали наименования таких будущих станций, как: «Звенигородская», «Серебряный бор», «Липовая роща». 

Планируемая станция Люблинско-Дмитровской линии метро в Печатниках получит имя «Южный порт», а новая конечная станция Арбатско-Покровской ветки будет называться «Гольяново».

Обложка: Аккумуляторная вагонетка с первыми метростроевцами / © Главархив Москвы