Инфраструктурные бюджетные кредиты – один из наиболее действенных инструментов для развития регионов. Такие заимствования предоставляются субъектам РФ по ставке 3% годовых на срок не менее 15 лет. По правилам отбора, местные власти сами определяют свои приоритетные проекты для реализации за счет бюджетных кредитов. Таким образом, появляется возможность решить давно наболевшую проблему в регионе или заложить основу для будущего роста и развития.
Общий объём средств ИБК на период 2021–2025 годов составляет 1 трлн рублей – именно на эту сумму запланирована реализация 930 проектов в сфере инженерно- коммунальной, социальной, транспортной, туристической инфраструктуры, дорожного строительства и инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и особых экономических зон. Из этих 930 проектов, которые планируется реализовать за счет средств инфраструктурных кредитов до конца 2025 года, более 41% приходится на развитие транспортной инфраструктуры, еще почти треть – 29,5% — на инженерно-коммунальные объекты и более 22% — на дорожное строительство.
При этом в конце прошлого года премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о выделении регионам на развитие их инфраструктуры дополнительно 250 млрд рублей в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов.
«По инициативе главы государства надо увеличить инфраструктурные бюджетные кредиты. Дополнительные 250 млрд рублей по итогам открытого конкурса направить на транспортные, коммунальные и социальные объекты, а также программы модернизации ЖКХ. Из них 100 млрд должны пойти на проекты в городах Дальнего Востока», — отмечал М. Мишустин.
Как рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин, к настоящему времени на средства инфраструктурных бюджетных кредитов осуществляется реализация 565 проектов в 78 регионах России.
«У нас сейчас в 78 регионах уже запущены 565 проектов на общую сумму 769 млрд рублей. Причём в 2022 году мы уже реализовали более 40 проектов. Из них введено более 30 объектов инженерно-коммунальной, дорожной, социальной инфраструктуры и инфраструктуры особой экономической зоны. Также проведено 8 закупок транспорта», — заявил М. Хуснуллин.
Отмечается, что наиболее крупные транспортные проекты реализуются в Красноярске, в Челябинской области и в Москве. Помимо этого, наряду с транспортными проектами запущено также строительство социальной инфраструктуры и объектов ЖКХ.
Оценивая инфраструктурные бюджетные кредиты как инструмент территориального развития и инфраструктурного строительства, руководитель проектов УК ФКБС (Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора) Андрей Бархота подчеркнул их важность и эффективность.
«Эта форма финансирования во многом преодолевает ограничения, присущие другим видам капитальных вложений: концессиям или банковским кредитам. Во-первых, доступность бюджетных кредитов соотносится с рентабельностью инфраструктурной индустрии и длительным периодом окупаемости проектов. Во-вторых, бюджетные кредиты, благодаря своему целевому характеру, позволяют обеспечить приоритетное финансирование для наиболее чувствительных и знаковых проектов, вне зависимости от сроков окупаемости».
Эффективность этого механизма, по мнению эксперта, обеспечивается, в числе прочего, его хорошей адаптацией к условиям регионального и муниципального хозяйства, дополняя палитру рыночных инструментов финансирования региональной инфраструктуры.
«В долгосрочном периоде бюджетные кредиты создают основу для запуска масштабных строительных проектов, снижая их временную и финансовую затратность», — добавил А. Бархота.
В свою очередь, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Цыганов подчеркнул важность строительства и реконструкции крупныx инфраструктурных проектов в регионах России для устойчивого развития страны.
«Применение механизма государственного финансирования развития инфраструктуры через длительные целевые кредиты в данном случае позволяет обеспечить заинтересованность региона, понять его реальные нужды на перспективу и сформировать механизм контроля, который по уже продемонстрированным показателям эффективно может осуществлять Фонд развития территорий», — отметил А. Цыганов.
Среди ожидаемых в ближайшем будущем проектов, пользу от которых смогут ощутить российские граждане, профессор выделил строительство метро и метротрамвая в трех регионах (Нижегородская и Челябинская области, Красноярский край), а также давно и остро необходимые канализационные очистные сооружения в Краснодарском крае.
Обложка: © stroi.mos.ru