Банки начали сокращать лимиты кредиток для «недоходных» клиентов

Российские банки стал сокращать лимиты и блокировать операции по кредитным картам, держатели которых годами укладываются в беспроцентный период и, соответственно, не приносят дохода, сообщает РБК.

По словам зампреда правления «Уралсиба» Станислава Тывеса, борьба банков с недоходными клиентами усилилась в связи с ростом ключевой ставки с 6 до 21 % и последовавшим сокращением розничного кредитования. Эта тенденция начала формироваться осенью 2024 года и, видимо, продолжится. Сейчас на урезание лимитов по кредиткам жалуются клиенты «Уралсиба», «Альфа-банка», «Ренессанс Банка», «Совкомбанка», «Т-банка».

Схема такова: если клиент имеет в банке только кредитку и долго не платит проценты, то лимит снижается до нуля. При этом имеющийся долг погашается по прежней ставке. Это не касается тех, кто иногда не укладывается в грейс-период или пользуется другими банковскими продуктами (например, ипотекой): для них ничего не меняется.

Цель ограничений — противодействие тем, кто использует кредитки для получения дополнительного дохода, снимая заемные средства и размещая их на депозите под более высокие проценты в условиях высокой ключевой ставки. Доля таких клиентов осенью 2024-го составляла 5–6 %. В то же время по закону банк не может в одностороннем порядке закрыть кредитную карту или пересмотреть ставку по ней. Единственный вариант  — сократить лимит до символической суммы.

Раньше банки щедро предлагали бесплатные сервисы, кешбэки, длинные грейс-периоды — лишь бы привлечь клиентов. Соответственно, при низкой ключевой ставке и большом объеме потребительских кредитов доля недоходных владельцев кредиток до 30 % была нормальной. Однако после роста ставки банкам стало проще выдать небольшой (100–300 тыс. руб.) кеш-кредит, чем поддерживать кредитки с аналогичным лимитом, под которые нужно формировать резервы.

Так что ужесточение банковской политики по отношению к недоходным держателям кредитных карт может стать долгосрочным трендом, считают эксперты РБК. Однако конкуренция с нефинансовыми игроками, предлагающими альтернативные продукты (бигтех, маркетплейсы с продуктами BNPL), может стать ограничивающим фактором: банки будут стараться не допустить оттока клиентов.

Обложка: © Лена Грачёва / Москва Меняется