С июля по сентябрь 2024 года активность кибермошенников резко возросла: за этот период они похитили у банковских клиентов 9,3 млрд руб. — почти вдвое больше, чем во втором квартале, сообщает «Коммерсантъ».
Основным каналом перевода денег стало дистанционное банковское обслуживание (рекордные 3,8 млрд руб.), на втором месте — система быстрых платежей (2,8 млрд руб., вдвое больше, чем в апреле – июне). В процентном соотношении большинство краж совершили за счет переводов без открытия счета: по сравнению со вторым кварталом их число выросло в 650 раз, общая сумма похищенных средств — в 12,5 раза (350 млн руб.).
В то же время повысились качество и скорость обмена информацией о кибермошенничествах между банками и правоохранителями. Плюс с 25 июля работает закон о противодействии мошенническим переводам: теперь банк возмещает клиенту потери, если деньги ушел на счет из черного списка. В результате в третьем квартале, по данным ЦБ, общий возврат средств пострадавшим превысил 1,1 млрд руб. (еще один рекорд: ранее эта сумма была более чем втрое ниже).
В целом статистика краж резко поднялась в третьем квартале после обновления формы банковских отчетов о мошеннических операциях. Но, по мнению экспертов «Ъ», это не только и не столько результат изменения отчетности. Фактически преступники переходят в оказавшиеся более удобными для масштабных схем ДБО и СБП из сегмента банковских карт, в котором безопасность операций обеспечивает 3D Secure (сервис дополнительной идентификации). Ну и конечно, главным инструментом краж остается социальная инженерия: люди сами отдают деньги из своих электронных кошельков манипуляторам-мошенникам.