ЛЕГЕНДЫ МЦК: СТАНЦИЯ «БЕЛОКАМЕННАЯ»

Безусловно, мы говорим о той самой, классической станции «Белокаменная», которая была открыта в 1908 году, как часть беспрецедентного проекта разгрузки центра Москвы от людей и грузов.

Мощный промышленный подъем Российской экономики, который последовал за отменой крепостного права, погнал крестьян на городские заработки. Безусловно, и раньше они работали в городах. А иначе, кто бы тогда построил Санкт-Петербург или обустроил Москву. Но тогда это были крепостные, а теперь – свободные и голодные люди. Те, что с севера, шли на заработки в неласковый Петербург, остальным была одна дорога – в белокаменную.

Одним из тех, кто в младенчестве был привезен в Москву, был епископ Варнава (в миру Николай Никанорович Беляев). Его отец – слесарь ткацкой фабрики, мама – дочь диакона. В Раменском Николай с отличием окончил школу и Третью московскую гимназию, затем так же на отлично – Московскую духовную академию. Родители осели в Раменском, построив дом и наладив хозяйство. И таких – тысячи. Благодаря им расцвела Москва: грузов стало больше, а вот дорог, уводящих их из центра, не было.

ГЛАВНЫЙ ВАЛ СТОЛИЦЫ

Гулять и кататься на коньках ездили в Нескучный сад, а вот промышленный центр Москвы, который сформировался в конце 19 начале 20 века находился на периферии, на стыке Москвы и Московского уезда. Границей, разделяющей, как бы сейчас сказали, городскую и региональную власти, был Камер-Коллежский Вал, определенный в этом качестве еще в 1785 году. В конце 90-х годов позапрошлого столетия власти стали задумываться над тем, как перераспределить население Москвы от центра на периферию: там было идеальное место для жизни простого люда и развития промышленности.

В 1901 году был официально утвержден новый городской план, согласно которому, границы Москвы проходили как раз по Камер-Коллежскому валу – в пределах владения городского начальства. Площадь столицы тогда равнялась 91,5 кв. км, для сравнения, сейчас город занимает площадь 2 511 кв. км. Москва тогда делилась на 5 основных районов: Центр (Кремль и Китай-город), Белый город, Земляной город, Замоскворечье и окраины. Вокруг Москвы располагалось кольцо пригородов, которые формально не входили в состав города, но фактически они представляли собой шестой основной район столицы, экономически тесно привязанный к ней.

ЛЕГЕНДЫ МЦК: СТАНЦИЯ «БЕЛОКАМЕННАЯ»

Две трети фабрично-заводских предприятий Москвы находились на окраинах и за Камер-Коллежским Валом. Особенно среди них много было таких предприятий, на которых работало более 500 рабочих. И только одно – шерстоткацкая фабрика «Товарищества И. Бутикова» работала в пределах Садового кольца. Остальные же, как мы и говорили выше, – располагались либо на окраинах, либо в пригородах столицы. «В город тогда заходило 10 радиальных направлений. Кольца не было, и приходилось разводить грузы на лошадях, – рассказал ММ исследователь Москвы Борис Кондаков. – Город рос, росли транзитные потоки, пробки душили город, ситуация была близкой к критической, и в начале 20-века, при непосредственном участии и активном содействии большого энтузиаста железнодорожного транспорта графа Витте и императора Николая II, решено было построить кольцевую дорогу. Делалось это все с перспективной на то, что вокруг станций будет возникать своя жилищная инфраструктура, и Москва сможет разгрузиться.  Не получилось».

«С одной стороны, сохранилось множество исторических станций вдоль кольца, и они вместе составляют ансамбль и все важны, с другой – есть две основных: станция Лихоборы и станция Угрежская. Есть станция Белокаменная – уникальная, как будто затерянная во времени и подмосковных лесах. Около нее ничего не поменялось, и можно снимать исторические фильмы. Один из железнодорожников того времени написал в письме: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу.  Дорога   Окружная – опоясывает большой город, а почти всюду леса. Да еще какие! – Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается – такое безлюдье кругом». И вот точно так же и сейчас!»

БОРИС КОНДАКОВ, архитектор, исследователь Москвы

По одной из версий, строительство МКЖД должно было состояться и из соображений государственной безопасности: перемещение грузовых и людских потоков из центра Москвы в слободы на ее окраины, облегчило бы работу Охранного отделения.

ЛЕГЕНДЫ МЦК: СТАНЦИЯ «БЕЛОКАМЕННАЯ»

БЕЛОКАМЕННАЯ

7 ноября 1897 года император Николай II, присутствовавший на Особом правительственном совещании, «высочайше признал желательным» строительство Московской Окружной железной дороги. После этого состоялся конкурс на ее строительство, в котором приняло участие 13 проектов. Победил проект инженера Петра Рашевского, ставшего впоследствии начальником работ по сооружению Московской Окружной железной дороги.

Станция Белокаменная, впрочем, и как остальные 11 станций, была спроектирована под руководством архитекторов А.Н. Померанцева и Н.В. Марковникова в едином стиле – из красного кирпича с белой отделкой (все они – уникальные образцы московского модерна начала ХХ века). Ряд станционных и жилых строений дороги сооружены по проекту архитектора И.М. Рыбина. Все они выполнены в едином оригинальном стиле: черепица для крыш – из Варшавы, часы «Павел Буре» – из Швейцарии (единственный сохранившийся оригинальный экземпляр этих часов находится в кабинете начальника станции Пресня). Билетные кассы и зал ожидания отапливались голландскими и русскими печами, в них было проведено электричество. Они выглядели модно и модерново, на расходы не скупились, потому, что Николай II собственноручно начертал на титульном листе проекта Рашевского: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».

ЛЕГЕНДЫ МЦК: СТАНЦИЯ «БЕЛОКАМЕННАЯ»

Приближаясь к Белокаменной, все больше кажется, что ты выпал из реальности и за окном «Ласточки» не 21 век, а начало 20. И вот из того аккуратного домика, который когда-то был одной из самых красивых станций МКДЖ выйдет господин в котелке или барышня с зонтиком. Окружающие станцию леса располагают к дальним прогулкам.

Белокаменная – самая удаленная от центра столицы станция МЦК. Она, единственная из всех, расположена на территории парка «Лосиный остров» на границе Богородского и Метрогородка.  Платформа была построена в начале прошлого века для отстоя, запаса и резерва вагонов.

Любили Белокаменную и киношники: совсем недалеко от нее расположено несколько общежитий ВГИКа и при поиске мест для съемок режиссеры и особенно операторы всегда отмечали не московский вид именно этой станции. Оторванность ее от окружающего столицу промышленного нуара. Именно на Белокаменной снимался один из эпизодов фильма «Когда деревья были большими», где на вымышленной станции Селиваново встречались Наташа (Инна Гулая) и Кузьма (Юрий Никулин). Здесь же, снимали эпизод с санитарным поездом «Офицеров».

Даже в самые тяжелые, перестроечные годы 152 здания и сооружения исторического Малого кольца не были снесены или перестроены. А в прошлом году вокзал, два станционных домика, ограждение платформы и два ряда великолепнейших чугунных столбов приобрели статус памятника культурного наследия по решению Московского Департамента культурного наследия. Это значит, что перепланировать, или ликвидировать вокзал, к счастью, нельзя, но можно его реставрировать с сохранением всех архитектурных и конструктивных особенностей.

БЕЛОКАМЕННАЯ NOW

Со 2 мая 2014 года малая, историческая, станция МКЖД Белокаменная, закрыта для движения и открыта только для экскурсантов, которых возят привозят сюда на «Ласточках» МЦК. Новая станция, открытая 10 сентября 2016 года и расположенная на территории национального парка Лосиный остров, пока имеет среднюю загрузку. По данным Стройкомплекса Москвы, к началу 2017 года, в час пик она будет пропускать до 2500 пассажиров, а вот к 2025 году нагрузка на нее возрастет до 3500 тысяч пассажиров в час пик. Ближайшее к ней станция метро – «Бульвар Рокоссовского», доехать до которого можно на автобусах №№ 75 и 822.

ЛЕГЕНДЫ МЦК: СТАНЦИЯ «БЕЛОКАМЕННАЯ»

Увеличение нагрузки на станцию связано с тем, что районы, прилегающие к Лосиному острову и ул. Подбельского активно застраиваются и уже сейчас здесь введен в эксплуатацию крупный жилой комплекс «Триколор»: офисное здание и три высотки (два дома по 46 этажей и одно 31 этаж). Здесь же – пять высших учебных заведений, школы, детские сады, гостиницы, медучреждения и даже стадион. Впереди – объединение парков «Сокольники» и «Лосиный остров» и активное строительство ЖК «Соколиный форт», что приведет к уплотнению трафика на станции Белокаменная. Как уже сейчас предполагают урбанисты, трафик через Белокаменную с пиковой нагрузкой в 3500 пассажиров будет преодолен гораздо раньше, чем к 2025 году: темпы освоения территорий столицы и уплотнение ее застройки говорит о том, что станции Белокаменная не долго быть московской провинцией.