С 30-х годов прошлого века Москва развивалась как промышленный город. Отличительной чертой столицы были такие крупнейшие советские предприятия, как автомобильные заводы «ЗИЛ» и «АЗЛК», сталелитейный завод «Серп и молот», машино- и приборостроительные предприятия. Все москвичи знали «Красный Октябрь», «Парижскую коммуну», «Большевик» и «Большевичку», и, конечно, множество так называемых почтовых ящиков — предприятий военно-промышленного комплекса.
В 90-е годы ХХ века начались два параллельных процесса. Первый, вполне оправданный и даже необходимый, — перевод многих производств из густонаселенного мегаполиса в другие регионы. Это вполне отвечало решению экологических проблем. Но был еще один достаточно спорный процесс – разрушение вполне дееспособных предприятий, связанное с «новой экономической политикой». Оба этих процесса привели к тому, что в городе к началу 2000-х годов появилось множество опустевших, бесхозных территорий: бывших промышленных зон… Портал «Москва Меняется» изучил вопрос и выяснил, во что превратились пережитки промышленного прошлого столицы.
Руководство Москвы должно было решить актуальную проблему: как использовать и преобразовать разрушающиеся и порой криминализирующиеся районы, расположенные и в центре Москвы и на бывших окраинах города.
Изображение: © Flacon PR department
Первыми, кто обратил внимание на опустевшие исторические промышленные здания в центре Москвы, такие как «Красный Октябрь», «Красная Роза», завод «Манометр», Хрустальный завод имени Калинина, были московские художники, дизайнеры, архитекторы. По их инициативе и по их проектам происходило преобразование этих знаковых для столицы памятников промышленной архитектуры в современные офисы и досугово-развлекательные центры. Так появились дизайн-завод «Флакон», Центр дизайна Artplay, международный некоммерческий образовательный проект «Стрелка» на «Красном Октябре».
С приходом к руководству городом мэра Москвы Сергея Собянина была разработана и начала претворяться в жизнь масштабная программа по редевелопменту заброшенных территорий. Московские власти занялись системной инвентаризацией старых промзон, выявлением собственников заброшенных объектов, чтобы наконец упорядочить использование колоссальных площадей. Было принято важное решение — развивать территории комплексно.
«Не застроить всё жильем, а сформировать технологичный пояс Москвы, наполненный разнообразными функциями и типами застройки, подходящий для нашего динамично и разносторонне развивающегося города», — подчеркивает председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.
Изображение: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
В 2017 году был принят закон о комплексном развитии территорий мегаполиса (КРТ). Первое в России соглашение о реализации проекта комплексного развития территорий было подписано в Москве в 2020 году — на реорганизацию бывшей промзоны «Октябрьское поле», превратившейся в 2022 году в большой жилой комплекс, состоящий из 8 комфортабельных корпусов, и 3 детских сада. Компания «РГ-девелопмент» под руководством Татьяны Тихоновой возведет в этом районе школу на 800 учеников, поликлинику на 150 посещений и еще два садика.
В 2021 году проекты КРТ были объединены в единую городскую программу «Индустриальные кварталы». Было принято решение, что на территориях бывших промзон столичные власти вместе с инвесторами возведут 35 млн кв. метров недвижимости, из которых 11 млн «квадратов» будет использовано под производственные объекты, 13 млн кв. метров — под общественную, деловую и социальную застройку, еще 11 млн «квадратов» — под жилье, четверть из которого возведут по программе реновации.
Изображение: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
По оценке мэрии, реализация проекта «Индустриальные кварталы» позволит городу получить около 500 тыс. рабочих мест и почти 3 трлн рублей в качестве поступлений в бюджет, а общий объем инвестиций в реализацию проектов составит более 7 трлн рублей.
«Бывшие промзоны и неэффективно используемые территории преобразятся в современные пространства. Москва активно избавляется от так называемого ржавого пояса», — подчеркивает ранее вице-мэр Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
В 2021 году в рамках программы комплексного развития территорий бывших промзон Москва заключила три договора: о преобразовании части промзоны «Коровино» (КРТ 50), расположенной на севере столицы, участка бывшей промзоны «Кунцево» на западе города и бывшей промзоны «Алтуфьевское шоссе».
Фото: © Официальный портал Мэра и Правительства Москвы / mos.ru
«Крупнейшим проектом освоения опустевших промзон, безусловно, является проект преобразования площадки бывшего завода «ЗИЛ», — рассказывает заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.
Здесь построены современные городские кварталы с детскими садами и школами, гостиницами и офисами, Ледовая арена ЦСКА, Олимпийский центр синхронного плавания, Музей хоккея, парк «Тюфелева роща», а также уникальный детский парк развлечений «Остров мечты» — почти 1,4 тыс. кв. метров недвижимости.
Сегодняшний «ЗИЛ» ничем не напоминает огромную территорию автомобилестроительного гиганта. Уютные, тихие, современные жилые кварталы больше похожи на старомосковский центр, чем на шумные промышленные районы. Кажется, что здесь больше людей, передвигающихся на модных в наше время велосипедах и самокатах, чем на машинах. В то же время этот район отнюдь не спальный. Здесь много рабочих мест, которые сосредоточены в многочисленных офисных и бизнес-центрах, магазинах, салонах связи, кафе и других важных инфраструктурных объектах.
Изображение: © «ПРОЕКТ МЕГАНОМ» / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Внутридомовые пространства — мини-парки, в которых хочется прогуляться. Особенно привлекает москвичей и туристов набережная Марка Шагала.
«Долгие годы казалось, что выйти к Москве-реке в этом районе невозможно, — говорит главный архитектор столицы Сергей Кузнецов. — Но недавно набережную открыли, и она становится центром притяжения жителей».
Еще одним направлением программы преобразования «ржавого пояса» Москвы является создание на этих территориях новых индустриальных кварталов. Пример такого проекта приводит руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин:
«На территории промзоны № 65 “Чертаново”, площадь которой 8,56 га, в рамках КРТ предполагается построить технопарк: объекты проведения научных исследований, научных испытаний, объекты автомобильной, легкой, фармацевтической, пищевой и строительной промышленности, а также объекты общественно-делового назначения. Общая площадь застройки превысит 173 тысячи кв. метров».
Сложный 2022 год не остановил действие программы «Индустриальные кварталы».
С начала 2022 года 63 объекта площадью более 2,5 млн кв. метров построили на территории бывших промзон Москвы. В городе ввели в эксплуатацию 36 жилых домов, четыре детсада и школы, семь офисных и торговых центров, а также 13 складов и три производственных объекта.
Изображение: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Больше всего объектов было построено в границах промзон №27 «ЗИЛ», №56 «Грайвороново», №53 «Калошино» и на участке бывшего Тушинского аэродрома.
«Общая площадь введенной недвижимости составляет 2,5 млн кв. метров, в том числе 1,28 млн кв. метров жилья. До конца года мы ожидаем ввод еще 27 объектов площадью 1,35 млн кв. метров, в том числе порядка 320 тыс. кв. метров жилья», — заявил Андрей Бочкарёв.
В конце августа Сергей Собянин утвердил проекты комплексного развития еще двух бывших промзон: в районах Текстильщики и Нагорный. Здесь запланированы жилые кварталы, общественно-деловые центры, зоны отдыха.
Изображение: © Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
«Потенциал развития этих площадок огромен. Прежде всего, многие из них удачно расположены с точки зрения транспортного обслуживания: рядом с ними проходят автомобильные магистрали и железнодорожные пути. Многие из промышленных площадок имеют выход к реке, а территория вдоль нее стала в последние годы точкой развития и преобразования. У всех этих территорий есть потенциал для преобразования — например, все они подключены к инженерным коммуникациям. Мы формируем новый промышленный, но уже высокотехнологичный пояс города. Из закрытых для городской жизни зон эти площадки должны превратиться в одну из неотъемлемых её частей, доступную для жителей. Но это довольно трудоёмкий процесс, и он зависит от массы факторов. По нашим оценкам, он займет от 5 до 12 лет. Но дорогу осилит идущий», — подчеркивает Юлиана Княжевская.
Автор: Екатерина Стрижова
Обложка: © ПРОЕКТ UBERBAU / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы