Москвич рассказал о своей коллекции велосипедов

Коллекционирование является страстью многих людей. Одни любят собирать марки, другие — монеты, некоторые мечтают «залепить» магнитиками из разных стран холодильник сверху донизу. Как правило, в рамках своего хобби все стараются выбирать такие вещи, которые легко хранить. Но только не герой нашего материала. Андрей Мятиев коллекционирует велосипеды. К настоящему моменту он собрал уже почти тысячу экспонатов из разных стран и эпох. Самая старая модель в его коллекции датируется 1865 годом выпуска, а самая новая — 2021 годом.

Сейчас он является основателем и владельцем Веломузея, а также участником различных иностранных объединений любителей исторических велосипедов. Вместе с этим он участвует в International Veteran Cycle Association (IVCA) в качестве официального представителя России.

Андрей Мятиев рассказал порталу «Москва Меняется», как начал собирать велосипеды, какие у него есть необычные экспонаты, как искал «железного коня» велосипедиста, жившего в начале прошлого столетия, и как он относится к самокатам.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

По его словам, исследовательскую и коллекционерскую деятельность он начал в 1988 году. Любовь к этому делу ему привил его дедушка, отвечая на его вопросы и давая ему необходимую литературу.  Толчком же к активной деятельности в этом русле стал сломанный мотоцикл, который ему отдали соседи на даче. Им оказался ТИЗ АМ-600, 1939 года выпуска. Данный агрегат прошёл войну и содержал в своей конструкции детали от мотоциклов нескольких иностранных марок. Как отметил Мятиев, довольно скоро он понял, что сам не сможет его восстановить, и решил обратиться в московский клуб «Следопыты авто-мото старины» (САМС), а уже там вышло так, что он окончательно увлекся велосипедами.

«Однажды я нашел раму от немецкого трофейного велосипеда и занялся поиском остальных частей. На собранном велосипеде приехал в САМС. Тогда-то я и понял, что в клубе многие занимаются автомобилями и мотоциклами, но никто не интересуется велосипедами, хотя от них произошли машины и мотоциклы. В 1988 году я нашёл первый по-настоящему интересный велосипед, купил его за 40 рублей, которые сэкономил на завтраках в школе. Это был велосипед, выпущенный  итальянской фирмой Вianchi. Он был сделан в 1936 году», — поделился он воспоминаниями. 

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Как удалось выяснить тогда ещё совсем юному коллекционеру, в 1939 году велосипед был привезен в СССР советским гражданином, дипломатом. По прошествии некоторого времени мужчина был арестован работниками НКВД, а двухколёсный транспорт остался у его семьи, хоть и с проколотыми шинами. Спустя годы велосипед оказался у коллекционера, который отреставрировал его.

После этого он купил ещё несколько велосипедов 192030-х годов и постепенно копил опыт в вопросе поиска экспонатов, их реставрации и комплектации. Вместе с этим он искал также литературу и любые другие источники знаний по истории велосипедов, их производству и т. п.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Во время поисков коллекционер наткнулся на серьезную проблему: литературы про велосипеды было очень мало и редкие книги или журналы в букинистических магазинах стоили очень дорого, а в начале 1990-х годов с финансами у коллекционера было не очень хорошо.

«Хорошо помню свой восторг, когда, случайно забредя пасмурным осенним вечером 91-го года в букинистический магазин на Арбате, я вышел оттуда обладателем подшивки велосипедного журнала «Циклист» за 1898 год. Вообще в дореволюционной России было восемь велосипедных журналов, из коих не все имеются даже в крупнейших государственных библиотеках. В коллекциях библиофилов они попадаются исключительно редко, но мне удалось собрать все наименования, причем номера за многие годы. Журналы оказались самым живым и полным источником информации по истории велосипедного дела», — поделился хозяин Веломузея.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Поначалу коллекционер собирал просто старые велосипеды, а также отдельные части, которым было более пятидесяти лет. Позднее к велосипедам прибавились аксессуары, предметы быта с изображением велосипедистов, спортивные трофеи, фотографии, промышленные чертежи и т. п. Так в итоге определились направления поиска и обрисовались сферы интересов.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Новые велосипеды и тематические материалы в настоящий момент коллекционер находит различными способами: общение с антикварными дилерами, коллекционерами, интернет-аукционы и мониторинг объявлений, общение в кругу интересующихся историей велосипеда. Иногда посетители его экспозиций предлагают какие-то предметы и велосипеды.

Знакомства среди коллекционеров всякого рода старины помогли ему получить прекрасную сеть информаторов и поставщиков искомых раритетов.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

«Вместе с этим поиск велораритетов был перенесен в дачные поселки, где проживали люди  с достатком, так как  велосипед до конца 1940-х годов был мало кому доступен. Бывало, что я приезжал к дачному магазинчику на современном велосипеде, а уезжал на крайне стареньком, некогда знаменитой фирмы, выменянном у столь же почтенного возраста дамы», — пояснил Мятиев.

Отдельно любитель велосипедов подчёркивает, что ему не всегда удаётся именно купить нужный экспонат. Довольно часто его… приходится выменивать на что-то другое (не обязательно «что-то другое» — велосипед), при этом тоже антикварного типа.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

«После нахождения нужного экспоната у меня часто начинался болезненный процесс обмена шила на мыло. В число запросов входили и запчасти к фонографу, и глушитель к довоенному «Харлею», и старый фотоаппарат. Путем разнообразных и долгих обменов мне достался в собственность не один десяток интереснейших экспонатов», — рассказал он.

Сейчас в коллекции Мятиева 980 комплектных велосипедов и некоторое количество разукомплектованных. Примерно 50% велосипедов — иностранного производства. При этом у него до сих пор нет помещения, чтобы разместить там постоянную экспозицию. Пока что коллекция хранится в разных местах, а упор делается на временные выставки как в Москве, так и в других российских городах.

«География обширна — Кострома, Владимир, Вологда, Коломна, Звенигород и т. п. Последняя выставка была организована в Москве почти на Красной площади — на 1-й линии ГУМа. Выставки я обычно проектирую с тем расчетом, чтобы каждый посетитель нашел что-то для себя интересное. Женщины интересуются предметами искусства, дети — игрушками, мужчины — техническими изысками», — указал коллекционер.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

По его словам, хотя все основные технические решения и концепции в велостроении придуманы более ста лет назад: переключение передач, подвески колес, формы рам и других деталей — за столетие всё равно изменяются технологии, материалы, совершенствуются базовые конструкции. Так, например, большинство изобретений в этом плане сейчас происходят по линии новых технических решений и материалов, а также уменьшения веса и улучшения аэродинамики, а также, конечно, идёт совершенствование электродвигателей и аккумуляторов, что сделало эффективным дополнительный электропривод на велосипеде, хотя Мятиев и считает, что «велосипед все же должен иметь мускульный привод».

«Мои друзья и знакомые относятся с уважением и интересом к моему хобби. Многие участвуют так или иначе, хотя бы в формате участия в «Исторических велопробегах», которые я организую. Про «изобретать велосипед» как-то никто не говорит — все видят, что тема неисчерпаема. Что касается дохода от моей деятельности, то доход коллекция приносит, но никогда не покрывает моих расходов, да и можно ли как-то оценить потраченные на эту работу 35 лет жизни? В определенном смысле моя деятельность — служение идее. Из коллекции я никогда ничего не продаю, сколько бы ни предлагали», — подчеркнул любитель велосипедов.

«Исторический велопробег» представляет собой уникальное событие, в котором сочетается выставка, шоу и историческая реконструкция. В рамках мероприятия можно увидеть в движении множество моделей антикварных велосипедов. Помимо этого исторического фестиваля, в Москве городские власти проводят ещё четыре крупных велофестиваля, два из которых уже состоялись. Если вы не смогли попасть на весенний 21 мая, а также на летний в честь Дня московского транспорта 9 июля, то не отчаивайтесь, у вас ещё есть шанс поучаствовать в осеннем заезде 4 сентября, в рамках которого будет доступен самый длинный веломаршрут, а также в зимнем велозаезде 4 декабря.

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Продолжая рассказ о поисках велосипедов, владелец Веломузея отметил, что некоторые поиски экспонатов напоминали приключенческие фильмы, в которых ему самому приходилось преодолевать множество препятствий, чтобы добыть нужный агрегат. По его словам, одна такая история произошла в 1992 году, когда он случайно заговорил на остановке с одним старичком. Несмотря на преклонный возраст, собеседник Мятиева сохранил ясный ум и рассказал ему о русском офицере, который был членом Петербургского общества велосипедистов-любителей и ездил на велосипеде марки «Россия». В 1917 году, по словам старичка, этот офицер на территории своего поместья около города Орша закопал в пристройке памятные вещи, а вместе с ними и свой велосипед. Позднее мужчина погиб, а про его «клад» все забыли.

«На следующий день я уже стоял под дождем на станции Орша. Проехав больше 50 километров на велосипеде, я попал туда, куда стремился. Там я выяснил, что усадьба была разрушена еще во время войны, а пристройка была снесена всего пять лет назад. Я спросил про возможные необычные находки при ликвидации пристройки, и мне тут же с готовностью ответили, что действительно был найден «клад», и посоветовали обратиться к бригадиру экскаваторщиков», — рассказал Мятиев.

На следующей день удалось найти бригадира, который уточнил, что «клад» в виде «пяти ружей  и ржавого велосипеда» действительно был найден. На вопрос о том, что случилось с велосипедом, был получен чёткий ответ: «В бурьяне лежит, иди да бери».

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

«Так у меня в коллекции оказался велосипед первой русской велосипедной фабрики «Россия», — отметил рассказчик.

Как подчеркнул Мятиев, велосипед — это уникальный социокультурный и технический феномен. Это первое в истории человечества личное транспортное средство, позволяющее путешествовать без зависимости от топлива, корма для лошади или попутчиков. Также велосипед можно считать феноменом с точки зрения техники — это довольно простая машина, но очень эффективно преобразующая человеческие усилия в движение.

В связи с этим Мятиев считает, что развитие сети велодорожек в городе — это безальтернативный путь, по которому идут все страны, в которых есть организованное велодвижение, и Москва — не исключение.

«Я считаю, что необходимо строительство и организация междугородных велодорог и совершенствование велодорожек в регионах. Также необходимо налаживать другие виды велосервиса — мастерские, места хранения и стоянки, а вместе с этим поощрять клубное велодвижение и вообще развивать велокультуру, так как в ней есть масса полезных для города, государства и обычных людей сторон, о которых все знают», — указал он.

Стоит отметить, что власти столицы согласны с мнением велоколлекционера. Московский мэр Сергей Собянин уже давно поручил обеспечить комфортные и безопасные поездки для всех участников дорожного движения. В частности, для удобства велосипедистов в Москве развивается сеть велодорожек и прокат, строятся крытые велопаркинги — сейчас в Москве их три, а до конца 2020 года появится еще 20. Велопаркинги устанавливают возле крупных транспортно-пересадочных узлов, чтобы там можно было оставить велосипед и продолжить путь на общественном транспорте

Фото: © Из личного архива Андрея Мятиева

Как отметил Собянин 10 июля, комментируя ночной велофестиваль в честь Дня московского транспорта, велосипеды в городе становятся всё более популярным видом транспорта.

«Велодвижение в нашем городе с каждым годом становится все популярнее. Мы открываем новые станции городского проката, организовываем велодорожки», — указал градоначальник.

В заключении Мятиев высказал своё отношение к главному конкуренту велосипеда в Москве — самокату. По его признанию, он не испытывает ненависти к данному виду транспорта, но считает, что надо что-то делать с безопасностью движения на электросамокатах.

«Только не запретами, а организацией и структуризацией, а также налаживанием подготовки «водителей самокатов»,  — уточнил он.

Автор: Данила Белов

Обложка: © Из личного архива Андрея Мятиева