Моя Москва Октябрь может стать самым теплым за всю историю метеонаблюдений Моя Москва Ежедневно ТПУ «Щелковский» пользуются 150 тысяч пассажиров Моя Москва Строящиеся в Москве дороги прослужат 120-150 лет Моя Москва Детские сады в Москве строятся по индивидуальным проектам Моя Москва Большое хордовое кольцо стало ключевым транспортным проектом Москвы на ближайшие годы Моя Москва Завершена проходка двухпутного тоннеля на востоке БКЛ Моя Москва На ИВЛ в Москве находится 342 пациента с COVID-19 Моя Москва В метро появились первые терминалы для безналичного пополнения «Тройки» Моя Москва Мобильные пункты вакцинации от гриппа будут работать до конца октября Моя Москва В Коммунарке открыт крупнейший блок реанимации и терапии для лечения COVID-19 Моя Москва Долгожданная станция метро «Шелепиха» (БКЛ) Моя Москва Более 12 миллионов тюльпанов высадят в Москве осенью Моя Москва «Ночь искусств» в Москве пройдет в онлайн‑формате Моя Москва Похолодание придет в Москву к концу недели Моя Москва В Капотне снесут дом по программе реновации
Как Рязанский вокзал стал Казанским

Как Рязанский вокзал стал Казанским

27 августа 2017, 18:30

Казанский вокзал был последним из трех вокзалов, который выстроили  на Каланчевской площади для дороги на Рязань, первый участок которой — до Коломны — открыли 20 июля 1862 года. На Казанском вокзале (когда он еще назывался Рязанским) в конце августа 1890 г. проездом из Самары в Петербург впервые вступил на московскую землю некий Владимир Ильич Ульянов.

Фонтан на площади у Казанского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Это, возможно, единственный в России путь с левосторонним движением. «Виновниками» были английские проектировщики и инженеры. Вокзал — длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой (архитектор А. П. Попов), оказался тесным по мере расширения движения и присоединения новых линий.

Вместо него в 1914 году стали строить новый, более обширный, по проекту молодого и талантливого архитектора А. В. Щусева (любопытно, однако, отметить, что еще в 1911 году существовал проект другого архитектора, маститого Ф. О. Шехтеля, удивительно схожий со щусевской постройкой: то же сочетание деталей древнерусского зодчества, то же использование декоративных мотивов, та же высокая башня, то же распределение зданий по фронту застройки …).

Бюст архитектора Щусева у здания Казанского вокзала

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Щусев внимательно исследовал многие русские постройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали: так, мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзала со входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенской старообрядческой общины, полукруглые гребешки — у собора в Астрахани.

До революции строительство вокзала так и не окончили, его возводили до 1926 года, а отделывали до 1940 года: перед войной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевали его ценным уральским мрамором «уфалей», не гармонирующим с замыслом всего сооружения. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художник Е. Лансере.

Живописное соединение разновысоких объемов, объединенных одним декоративным решением, переработанные детали русской архитектуры конца XVII века, доминанта всего ансамбля — башня Сююмбеки высотой 73 метра, копирующая башню Казанского кремля, красивые часы со знаками зодиака — все это делает здание Казанского вокзала (как он стал называться после продления линии до Казани) одной из архитектурных достопримечательностей Москвы.

Здание Казанского вокзала и гостиница Ленинградская

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

В последнее время Казанский вокзал преобразился: к старому зданию со стороны Рязанского проезда (у путей соединительной ветки) и Новорязанской улицы по проекту архитектора В. М. Батырева пристроили в том же стиле новое. Над семнадцатью железнодорожными путями, подходящими к зданию вокзала, было сооружено огромное большепролетное и застекленное покрытие — площадь его более 19 тыс. кв. метров, и опирается оно всего на восемь опор. Под вокзальными зданиями проложен самый большой в Москве тоннель, по которому можно попасть в любой из трех вокзалов на площади.

Памятник создателям российских железных дорог

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

С левой стороны к вокзалу примыкает массивный полукруг здания, не предусмотренного оригинальным проектом, — это клуб рабочих Казанской железной дороги, известный как КОР — клуб имени Октябрьской революции, также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщине этой революции. Сюда Ильф и Петров решили поставить стул мадам Петуховой, тот самый, где и были запрятаны бриллианты, в поисках которых концессионеры Остап Бендер и Киса Воробьянинов исколесили полстраны.

Текст © Дарья Миллер  / Москва меняется

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей