На месте спальных, преимущественно заводских районов Москвы в скором времени появятся современные кварталы. Какими они будут, кто будет в них жить и насколько комфортной, гармоничной будет эта новая жизненная среда?
Если посмотреть на принятые Правительством Москвы стратегии по экономическому и инновационному развитию на ближайшие годы, становится понятно, что программу реновации жилья нельзя воспринимать просто как снос пятиэтажек и переселение жителей в современные дома. По сути, речь идет о формировании качественно новой городской среды: развивающейся, инновационной, способной конкурировать с лучшими городами мира за инвестиции и человеческий капитал.
Можно возразить, что речь идет не о технопарках и деловых центрах, а о спальных районах Москвы. Да, но эти районы и в прошлом в большинстве своем были частью научно-промышленного комплекса, как жилые кварталы заводов и институтов. Они создавали комфортные по тем временам условия жизни семьям рабочих, инженеров и научных сотрудников московских производственных комплексов. Это в 90-х они стали просто спальными районами для потерявших работу москвичей и хлынувших в поисках заработка приезжих из разных уголков страны.
Сегодня, на рубеже 20-х годов нового века, когда Россия пытается вписаться в новые технологические условия глобальных рынков, а Москва является одним из экономических локомотивов страны, было бы странно продолжать практики хаотичного строительства периода первого накопления капиталов.
При грамотном подходе районы реновации могут вернуть себе свое первоначальное назначение и стать основой современной экономики знаний, инноваций и прорывных технологий. Но для этого нужны качественно новые
пространства, обеспечивающие многоуровневые коммуникации, развитие сообществ и свободное взаимодействие. Новые районы должны быть культурно насыщенны и должны создавать атмосферу для креативных замыслов, а главное – обеспечивать интеграцию разных видов активности, идей и научных знаний для создания передовых технологий.
Основу любой экономики составляют люди, от знаний, предприимчивости и креативности которых сегодня во многом зависит развитие городов и наций. Поэтому перед программой реновации стоит сложная задача гармонично совместить в реновируемых районах старых и новых жителей. Гармонично совместить – значит сохранить некоторую преемственность, историю места для сегодняшних жителей и обеспечить интеграцию тех, кто купит квартиры в новых домах.
Эту сложность необходимо учесть уже на стадии разработки проектов районов: в архитектуре зданий и планировке квартир, формировании социальной инфраструктуры, общественных и деловых пространств. Основой такой ювелирной работы становятся комплексные социологические исследования, экспертные дискуссии и обсуждения с жителями через онлайн-площадки и краудсорсинговые платформы. Такая работа в столице уже второй год системно проводится Фондом реновации жилья и Московским центром урбанистики «Город» под руководством Департамента градостроительной политики.
Данные социологических исследований ВЦИОМ, ФниСЦ РАН и Агентства социальных исследований «Столица» демонстрируют довольно высокие показатели поддержки населением программы реновации – около 70% в среднем по Москве. В большинстве районов реновации цифры значительно выше – более 80%. Можно утверждать, что реновация жилья стала одним из самых популярных проектов московского правительства последних лет.
Если мы посмотрим на структуру ожиданий жителей, то тут не все так однозначно. Так, москвичи точно уверены, что смогут решить свои жилищные проблемы и улучшить условия проживания, получат квартиры в домах, расположенных в более красивых и благоустроенных районах. Будет ли в новых районах сформирована более развитая инфраструктура в виде магазинов в шаговой доступности, медицинских и социальных учреждений, улучшится ли транспортная ситуация и качество жилищно-коммунальных услуг – уже вызывает сомнение у значительной части опрошенных.
Высокие опасения вызывает экологическая обстановка в новых районах. Кварталы пятиэтажек имеют очевидные преимущества для жизни – низкая плотность, малоэтажность, хорошая инсоляция. Это преимущественно зеленые районы, где на больших пространствах между домами за прошедшие годы выросли деревья, появились цветочные клумбы и детские площадки. Чаще всего это достаточно хаотичное озеленение, а не современный ландшафтный дизайн. Но для жителей районов реновации это привычная, или, пользуясь формулировкой Т. М. Дридзе, обжитая, среда. И ее разрушение неизбежно вызывает ответную негативную реакцию населения. Не стоит забывать, что жители сами сажали эти деревья и цветы или ухаживали за ними.
Жители реновируемых районов пока не вполне понимают, появятся ли у них новые учреждения культуры, образования и досуга, а также новые рабочие места. Сегодня большинство работоспособного населения вынуждено ежедневно ездить на работу в центр города или другие районы Москвы. Это создает значительные неудобства для москвичей, занимает ежедневно до полутора-двух часов времени, которые можно было бы с пользой потратить на отдых, семью, культурный досуг и участие в общественной жизни.
Таким образом, нерешенными пока остаются ключевые для современных городов вопросы. Если мы хотим, чтобы Москва становилась более удобным и «умным» городом, необходимо уже сегодня думать, как формировать инновационную, культурную и креативную среду в районах реновации. Иначе вместо реновации мы получим банальную перестройку – районы с новыми домами, но устаревшим содержанием, совершенно неадекватным вызовам настоящего времени, не говоря уже о будущем.
Проблема формирования качественной инфраструктуры районов сегодня довольно легко решается путем проведения социально-диагностических исследований. На основе запроса жителей можно по каждому району реновации составить четкий перечень необходимых жителям объектов. Районы пятиэтажек – это не только устаревший жилой фонд, но и накопленные за прошедшие десятилетия проблемы, в том числе отсутствие необходимой инфраструктуры. В каждом районе свои особенности, но чаще всего мы видим запрос на строительство бассейнов и спортивных объектов,
на втором месте – культурно-развлекательные учреждения, далее следуют медицинские центры и поликлиники, торговые центры и магазины в шаговой доступности.
Важно учесть, что это запрос сегодняшнего населения районов реновации, к которому после завершения строительства добавится еще такое же количество новых жильцов. Кто будут эти люди – на мой взгляд, главный
вопрос программы реновации. Тот самый вопрос качества человеческого капитала, о котором в последнее время много говорят, но мало кто понимает, как управлять этим процессом. Для решения этой сложной задачи необходимы не только более серьезные подходы к исследованиям и проектированию, например методы прогнозного социального проектирования и партисипативные практики, но нужны и специалисты по инжинирингу современных городских пространств, инженеры «умных городов», которых у нас в стране пока только начинают готовить.
Важным элементом такой работы становится тесное взаимодействие с жителями и потенциальными покупателями новых квартир. И здесь не обойтись только публичными слушаниями и голосованием на порталах.
Формирование современной городской среды превращается в постоянный процесс последовательных качественных изменений. Значит, необходимо системное взаимодействие всех заинтересованных сторон: органов власти и местного самоуправления, инвесторов, застройщиков и архитекторов, малого бизнеса и общественных организаций, а также институтов, инновационных центров и лабораторий. Привлекательность современных городских районов также во многом определяют архитектура и культурная составляющая.
Организация такой многосторонней коммуникации сама по себе становится непростой задачей, требующей новых технологий. Не только в виде интернет-площадок, социальных сетей и краудсорсинговых платформ, но и новых социальных технологий. Таких, например, как социальная экспертиза, в основе которой лежит человеко-средовой подход, методологические наработки социологии управления и многолетняя практика реконструкции городской среды и строительства инфраструктурных объектов в Москве.
Социальная экспертиза градостроительных проектов последовательно включает в себя оценку социальной ситуации в районе или на территории, анализ публикаций в СМИ и активности в социальных сетях, проведение
социологических исследований, коммуникацию заинтересованных участников и организацию постоянной обратной связи на всех этапах строительства или реконструкции.
Программа реновации жилья уникальна не только своими масштабами, но и сложностью ее реализации: целые районы Москвы будут снесены, и на их месте появится что-то новое. Сегодня тот исторический момент, когда решается, какими будут эти новые районы. Это серьезный вызов не только для градостроительного комплекса Москвы, но и для экспертов, ученых и специалистов, занимающихся проблемами современных городов и формированием новой устойчивой и «умной» городской среды.
От того, насколько удастся найти общий язык и внедрить новые перспективные решения в районы реновации, зависит, встанет ли Москва на путь действительно «умного» города.