Предлагаем вам отрывок беседы, состоявшейся на круглом столе «Интеграция транспортных систем Москвы: МЦК, Третий пересадочный контур, ТПУ», который провел Московский центр урбанистики «Город».
Тимур Башкаев, главный архитектор ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД): «Мне часто задают один и тот же вопрос, причем, задают все: друзья, знакомые и, как ни странно, этот вопрос задают профессионалы-урбанисты. Меня спрашивают: «Почему для того, чтобы пересесть с метро на МЦК, нужно идти десять минут пешком? Почему вы так сделали?».
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что МЦК – не новое строительство, это реконструкция старого кольца, которому более ста лет. Кольцо незыблемо, его невозможно подвинуть ни на метр.
Второй момент. Вокруг кольца были промзоны, поэтому станции метро не строили близко к МЦК. Метро было в 300-400 метрах от кольца. Новое метро строится около станций, но все старое метро не доходит до МЦК. Поэтому сделать пересадочную проводку в таких местах физически невозможно.
Третье, все новые станции метро (Шелепиха, Окружная, Сити) проектировались много лет назад с пониманием, что здесь будет МЦК и располагались максимально близко к МЦК. Более того, вспомним станцию «Площадь Гагарина». Когда ее строили, в 90-е годы, еще не было никакого МЦК. Но во время реконструкции станции «Ленинский проспект» был построен переход в центре зала к будущей станции «Площадь Гагарина». Она стояла замороженная, до того момента, когда заработал проект МЦК. Люди думали уже тогда и тратили деньги на инфраструктуру, которая 15 лет ждала своего часа. И она его дождалась. «Площадь Гагарина» вместе со станцией «Ленинский проспект» стали важнейшими и практически самыми загруженными станциями.
Четвертое, МЦК, оно же МКЖД, никогда она не было пассажирским, оно всегда была грузовым. Поэтому пассажирские платформы не ставили близко к МЦК. МЦК – уникальный проект, который был «развязан» в разных уровнях со всеми радиальными направлениями еще в царские времена, либо «под», либо «над» путями. Но любой мост – это сужение путей. Поэтому, когда вы пытаетесь пододвинуть платформу вплотную к мосту, путевое развитие иногда просто не вписывается в эту схему.
Поэтому некоторые платформы сдвинуть с их нынешнего места совсем непросто.
И все равно, постепенно это будет сделано, потому что удобство людей, которые пользуются МЦК – это главное.