Строим в подарок любимому городу

Всего за три с половиной десятилетия Москва проделала колоссальный путь трансформации из крупного и сурового индустриального центра государства в динамично развивающийся постиндустриальный мегаполис Европы.

Трансформация затронула все сферы жизни Москвы и ее жителей. И все эти годы главной градообразующей отраслью столицы было строительство. В строительном процессе в городе занято порядка миллиона человек — почти каждый десятый житель. А если учесть, что практически у всех строителей есть семьи, то получится, что так или иначе со строительством связано почти 3,5 млн москвичей.

Проводимая мэром и правительством Москвы градостроительная политика направлена на то, чтобы столица России развивалась планомерно и гармонично, чтобы в экономику Москвы шел непрерывный поток инвестиций и чтобы в городе было комфортно жить и работать людям всех возрастов, национальностей и вероисповеданий. За последние 35 лет в Москве построено более 140 млн кв. метров жилья. Почти 6 млн москвичей улучшили свои жилищные условия. Строятся поликлиники и больницы, физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивные сооружения, крупные торговые центры, новые линии метро, дороги и транспортные развязки, возрождаются памятники архитектуры, возводятся театры и музеи, обустраиваются зоны отдыха, парки и скверы, активно ведется строительство и благоустройство.

С территории Москвы постепенно уходят экологически неблагополучные промышленные зоны, свалки, пустыри и неугодья. На их месте после тщательной рекультивации возводятся современные и красивые микрорайоны, объекты соцкультбыта и технопарки.

Для того чтобы максимально использовать градостроительные ресурсы мегаполиса, начиная с 2010-х годов в Москве ежегодно проводятся международные урбанистические форумы, в рамках которых лучшие отечественные и зарубежные специалисты в области градопланирования и урбанистики делятся самыми передовыми идеями и наработками, касающимися всех сфер жизни мегаполисов. Наиболее полезные из них впоследствии реализуются в Москве.

Особое место в градостроительной политике занимает модернизация транспортного каркаса мегаполиса. В городе реконструированы все вылетные магистрали, практически завершено создание системы хордового автомобильного кольца, открытие которого кардинально улучшило транспортную доступность периферийных районов столицы и разгрузило центр. Важное направление — создание транспортной системы на новых территориях Москвы, строительство дорог и путепроводов в тех районах, где активно ведется строительство.

Полным ходом идет прокладка новых линий и возведение станций метрополитена, интеграция железнодорожных магистралей в систему городского общественного транспорта. Уже совсем скоро 95% горожан будут жить

в шаговой доступности от станций метро. Осуществлена мечта многих поколений москвичей: открыто пассажирское движение по МЦК, по вылетным железнодорожным магистралям запускается движение городской электрички. Благодаря удобным интермодальным транспортно-пересадочным узлам созданы комфортные условия для пересадки с одного вида транспорта на другой.

В Москве создаются все условия для развития активной фазы четвертой технологической революции. Новые технопарки эффективно интегрируют науку и производство. Уже сейчас продукция, производимая в этих технопарках, обеспечивает значительный процент импортозамещения в условиях международных санкций. В столице остается большое количество производственных и коммунальных территорий, которые располагаются в исторической части Москвы и районах массовой жилой застройки. Интенсивное развитие города подразумевает, что промышленные предприятия будут и дальше переводиться с этих территорий в специально оборудованные промышленные зоны и технопарки. Те промышленные здания, которые представляют собой архитектурную ценность, реставрируют и перепрофилируют. На месте остальных промзон появится новая застройка. Таким образом, будут решаться сразу две проблемы — градостроительная и производственная. Реализация программы комплексной реконструкции кварталов пятиэтажной застройки шаг за шагом избавляет город от наследия индустриального прошлого. Жители сносимых домов получают от города новое жилье в современных комфортабельных домах с просторными комнатами, большими кухнями и удобными подсобными помещениями.

Москва продолжает активно развиваться. В ближайшие годы будет осваиваться высотное и подземное пространство. Оно представляет естественный резерв и открывает новые направления развития города. Архитектурный облик столицы также будет совершенствоваться при сохранении всех исторических особенностей и традиций. Уже сегодня стройкомплекс воплощает самые сложные архитектурные замыслы, примером чего стали уникальная реконструкция Гостиного Двора, Большой спортивной арены «Лужники», строительство делового квартала Сити, парка «Зарядье» и других уникальных зданий и сооружений.

Важное место в развитии строительной отрасли отводится научно-техническому прогрессу, внедрению новых экологически чистых и энергосберегающих технологий. Поощряются те городские производственные предприятия, которые сотрудничают с отраслевыми и академическими институтами и научно-производственными объединениями и осваивают новую градостроительную продукцию.

У московских строителей много работы. Они делают город безопасным, высоким и малоэтажным, старинным и современным. Город без ветхого жилья и устаревших морально и физически пятиэтажек. Город, по-настоящему удобный для людей, комфортный для проживания, эффективный в работе. Не вызывает сомнений, что миллионный коллектив московских строителей успешно справится с поставленными перед ним задачами.

Автор: Алексей Введенский

Обложка: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы