Стабильная экономика побеждает инфляцию

В 2022 году инфляция в России оказалась гораздо ниже большинства прогнозов, которые аналитики делали весной, и составила 11,94%. В марте экономисты заявляли, что годовая инфляция дойдет до 20-25% на фоне беспрецедентных западных санкций и ухода из России большинства зарубежных компаний.

В Москве потребительские цены по итогам прошлого года выросли на 11,7%. Как объяснил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов, «в марте прошлого года на фоне потребительского ажиотажа стоимость товаров и услуг в столице резко выросла, но уже в апреле началась коррекция цен. С июля по октябрь в городе наблюдалась дефляция».

Главными причинами дефляции стали укрепление курса рубля, стабилизация спроса и увеличение предложения товаров за счет роста объемов внутреннего производства. По итогам 11 месяцев прошлого года рост столичной промышленности составил 9,1%, а обрабатывающих производств — 10,9%.

По данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, за год продовольственные товары в столице подорожали на 9,4%, а непродовольственные — на 11,5%. Стоимость услуг увеличилась на 14,2%.

Из продуктов сильнее всего в прошлом году в столице подорожали кондитерские изделия — на 22%, кофе и мясные консервы — на 19%. В сегменте непродовольственных товаров наибольший рост цен зафиксирован на легковые автомобили — 35%, стиральные машины — 25%, товары для животных — 23%. В сфере услуг самыми быстрыми темпами росли цены на зарубежный туризм — 75%, воздушные перевозки — 43%, страхование — 33%. В то же время на ряд непродовольственных товаров цены снизились. Подешевели пиломатериалы — на 19%, ноутбуки — на 11%, телевизоры — на 9%, смартфоны — на 7%. Стоимость железнодорожных перевозок по итогам года стала ниже на 5%, овощи подешевели в среднем на 3%, отметили в Департаменте.

Как отмечает руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Мария Багреева, «экономика города смогла адаптироваться к новым реалиям. После мартовского пика, когда месячная инфляция в Москве выросла на 7,2%, ситуация стабилизировалась, а с середины лета и большую часть осени мы наблюдали дефляцию. Это стало возможным благодаря диверсифицированному производству, налаженному параллельному импорту и мерам поддержки граждан и бизнеса, что позволило удержать покупательский спрос и не допустить неоправданного повышения цен. Укрепление российской валюты и сбалансированная политика Центробанка РФ также сыграли свою роль в поддержании умеренной инфляции».

В то же время существует и негативная сторона замедления инфляционных процессов: снижение покупательской способности граждан и желание в условиях некоторой неопределенности больше сберегать и меньше тратить. В 2022 году реальное потребление товаров повседневного спроса было ниже, чем в кризис 2014–2015 годов, отмечают в NielsenIQ. Реальный потребительский спрос упал на 3,4%. В своем отчете по итогам 2022 года исследователи отмечают, что номинальный рост рынка FMCG-товаров (Fast-Moving Consumer Good — товаров повседневного спроса) год к году составил 13,6%. Но продажи росли преимущественно за счет инфляционного увеличения цен — вклад инфляции составил 17%. При этом вклад реального потребления был отрицательным и составил -3,4%.

«В четвертом квартале потребители перешли к режиму жесткой экономии, потребляя меньше не только непродовольственной продукции, но и покупая меньше еды. На этом фоне ценовая конкуренция в торговле обострилась — так, сети магазинов формата «у дома» начали приближать ключевые ценовые индикаторы к уровню жестких дискаунтеров, за счет этого инфляция на полках была ниже, чем официальная», — объясняет гендиректор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

Уровень инфляции в первой половине января несколько повысился. В основном это связано с повышением регулируемых тарифов на транспорт и жилищно-коммунальные услуги. За первые 16 дней прирост цен составил 0,39%; в целом за январь инфляция может составить порядка 0,7%.

«Структура факторов инфляции довольно проста и естественна. Основным фактором скачка цен стало повышение регулируемых тарифов на жилищные и транспортные услуги, а также цен на подакцизные товары. Так, проезд в метро за две недели подорожал на 7,1%, в трамвае — на 5,6%, в троллейбусе — на 3,7%, в городском автобусе — на 2,6%. Плата за жилье в государственном (муниципальном) жилом фонде возросла на 2,2%. Цены на водку увеличились на 1%, на дизельное топливо — на 0,65%, на сигареты — на 0,6%, — отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов. — Одновременно отмечен сезонный (усиливаемый проблемами с логистикой по ряду направлений импорта) скачок цен на плодоовощную продукцию (+9,7% за две недели). Этот рост имел фронтальный характер. Особенно высоким он был на парниковые овощи — огурцы (+19% за две недели!) и помидоры (+17%). Цены на лук возросли на 11%, на морковь — на 10%. И так далее. Быстро повышались цены на медикаменты, особенно используемые для профилактики и лечения ОРВИ, гриппа и ковид (ренгалин: +2,4%, анальгин: +1,4%, эргоферон: +0,92%, комбинированные анальгетики: +0,91%), поливитамины (+1,1%), успокаивавшие средства (корвалол) и средства для послеоперационнго ухода (левомеколь). Наконец, частичный возврат на полки «дорогого» потребительского импорта сопровождался скачком цен на бытовую электронику (смартфоны: +2,3%, телевизоры: +15%)».

Однако уже к концу января инфляция в годовом выражении замедлилась, подчеркивают экономисты Центрального банка. По их прогнозу, инфляция по итогам 2023 года снизится до 5–7% и вернется к 4% в 2024 году. В Москве темпы роста цен постепенно снизятся до 5,5% в 2023 году и до 3,8% к 2025 году, прогнозируют в мэрии. Сдерживать инфляцию по-прежнему отчасти будет снижение потребительского спроса.

«В январе продолжила увеличиваться склонность населения к сбережению. Доля опрошенных, предпочитающих откладывать свободные деньги, а не тратить их на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 54,9% (+0,6% к декабрю)», — отмечают аналитики Центробанка.

Помимо этого, происходящее снижение цен и укрепление рубля могут восприниматься как сигнал отложить крупные покупки, чтобы потом купить дешевле. Как подчеркивает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая, единственным сегментом, где может происходить усиление инфляционного давления, являются услуги (догоняющий рост, более устойчивый спрос, меньшее влияние обменного курса).

В регулировании столичной инфляции правительство делает ставку на рост промышленного производства и, как следствие, увеличение предложения и повышение конкуренции на рынках. Это, безусловно, не даст ценам необоснованно расти.

Многие столичные компании уже заявили о том, что планируют увеличивать выпуск своей продукции.
В частности, компания «Гельтек» с января по сентябрь 2022 года выпустила в 1,7 раза больше косметики по сравнению с таким же периодом 2021 года.

По словам директора по развитию косметического бренда предприятия Елены Пастуховой, «несмотря на то что санкции сильно ударили по поставкам сырья для косметики, в этом году мы поставили ряд амбициозных задач. Например, предложить покупателям альтернативы иностранным средствам высокого качества, выпустить уникальные новинки, способные удивить аудиторию, запустить новые линейки — для детей, а также косметику для волос. Отмечу, что значительную часть целей удалось достичь, что-то находится уже на финальном этапе, а что-то будет реализовано в первом полугодии 2023-го».

Существенный рост показывают пищевая отрасль, выпуск одежды и производство лекарств. В 2023–2025 годах рост производства обрабатывающих отраслей прогнозируется на уровне 7,1–9,1% ежегодно.

«Способствовать росту товарооборота столицы будет открытие новых торговых объектов, создание новых каналов товародвижения, а также развитие торговли с регионами Российской Федерации (в первую очередь, в онлайн-формате)», — отмечается в «Прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».

Как отметил в разговоре с корреспондентом портала «Москва Меняется» основатель и генеральный директор компании Ralf Ringer, одного из старейших российских производителей обуви, Андрей Бережной, «продавать будем по цене, которую рынок примет для продажи запланированного объема». Рост цен не планируется более чем на 7-8%.

Противостоять росту инфляции могут два основных фактора, тесно связанные друг с другом, — устойчивый экономический рост и уверенность населения в экономической стабильности. Мэр Москвы Сергей Собянин убежден, что оба эти фактора в столичном регионе в текущем году будут обеспечены.

«С большой долей вероятности можно ожидать, что в следующем году экономика города будет развиваться достаточно стабильно», — подчеркивает мэр.

Автор: Екатерина Стрижова

Обложка: © Mohamed Hassan / Pixabay