Андрей ЯЗЫКЕЕВ, председатель Калининградского филиала МОО «Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения им А.А. Остапца-Свешникова»
Какие символы Калининградской области сами жители региона считают главными? Как разные поколения воспринимают историю края? Каков туристический потенциал территории? Ответы на эти вопросы получены в результате репрезентативного опроса, проведенного Калининградским филиалом академии детско-юношеского туризма и краеведения совместно с Агентством социальных исследований «Столица». Исследование проходило в шести городах региона, участие в опросе приняли 1200 респондентов в возрасте от 18 лет.
Результаты исследования стали предметом обсуждения участников панельной дискуссии по теме брендинга территорий в рамках Аmberforum 2018. На площадке форума собрались эксперты различных отраслей промышленности, науки, образования, культуры, народных промыслов, туризма и спорта. Открытый формат обсуждения вылился в интересную, а порой и острую дискуссию. Но именно на таких площадках возникают новации, а все новое прорывное сегодня рождается на стыке разных дисциплин.
Участники панели пришли к выводу, что область имеет исключительные особенности, которые может презентовать общественности и миру в качестве брендов. Но можно ли региональные эксклюзивы назвать брендами, отвечающими всем его требованиям. Ведь бренд – это не просто картинка, герб или красивый слоган, а предыдущие попытки брендирования территории этим и ограничивались.
Брендинг территории – это инструмент управления имиджем. В первую очередь нужно понять, каков сегодняшний имидж Калининградского края в сознании самих жителей и туристов, честно взглянуть на проблемы и недоработки. Вот для этого и необходимы социологические исследования и их грамотная научная интерпретация и аргументация. Полученные данные пилотного исследования – только начало серьезной работы над брендингом территории.
С чем в первую очередь ассоциируется Калининградская область? Янтарь, Балтийское море, Куршская коса – это безусловные лидеры ассоциаций, вызываемых названием региона. Но не только. Разброс приоритетов достаточно большой. Для жителей регион проживания – это уникальная природа и особенный прибалтийский климат, благоприятная экология, неповторимая ни в одном другом субъекте России сохранившаяся прусская архитектура. В список вошли более 30 главных особенностей, отличительных черт территории.
Несмотря на наличие очевидных лидеров, символьное поле Калининградской области также многогранно. Исследование продемонстрировало: жители проявляют искренний интерес и бережное отношение к символам региона, гордятся уникальной историей края, всемирно известными достопримечательностями и оригинальными архитектурные объектами, отмечают географические и иные особенности, притягивающие туристов.
Подавляющее большинство респондентов в качестве главного символа региона назвали янтарь. Результат вполне ожидаемый, ведь янтарь – главное природное богатство Калининградской области. Регион называют Янтарным краем, поскольку на его территории расположено более 90% разведанных мировых запасов этого удивительного минерала.
Вторую позицию в этом разделе опроса заняло Балтийское море, которое было выбрано более чем третью участников опроса. С небольшим отрывом в рейтинге главного символа области третье и четвертое места занимают Куршская коса и Иммануил Кант.
Для получения более полной информации опросная анкета со списком символов была разделена на три части, в которых обозначены архитектурные и географические объекты и исторические личности.
Важно отметить, что во всех трех категориях – «Архитектура», «Исторические личности» и «География» ни один из предложенных вариантов не набрал меньше 10% голосов респондентов. Среди лидеров – уже названные знаковые объекты региона, в середину списка попал новый стадион Калининграда и, что удивительно, Дом советов, который числится в долгостроях.
Некоторые различия в символьном восприятии наблюдаются среди разных поколений жителей области, а также среди коренного населения и недавно приехавших. Так, по мнению молодого поколения (от 18 до 34 лет), самой значимой исторической фигурой для региона является известный философ Иммануил Кант. Представители старшего поколения гораздо чаще вспоминали Алексея Леонова – первого человека, вышедшего в открытый космос (в Калининграде он окончил школу).
Как коренные, так и недавно приехавшие жители Калининградской области выделяют в качестве главного символа янтарь. Однако последние гораздо реже отмечали Балтийское море и личность И. Канта, при этом каждый пятый из «новых жителей» считает значимым символом региона Андреевский флаг.
Эту разницу, как в восприятии символов возрастными поколениями, так и в восприятии жителей разных городов, необходимо учитывать при брендинге территорий области.
Жители области дали свою оценку развития различных видов туристических направлений в крупных городах. Калининград стал лидером по культурно-познавательному туризму. Второе место в рейтинге по данному виду туризма занял город Советск. Светлогорск и Зеленоградск, по мнению респондентов, необходимо развивать с точки зрения курортного и/или лечебно-оздоровительного туризма. В каждом из городов исследования респонденты смогли точно сформулировать маршруты и места, привлекательные для отдыха и туризма.
Около трети жителей региона заявили, что предпочитают проводить свой отпуск преимущественно в европейских странах или на популярных зарубежных курортах. Калининградцы активно посещают страны, с которыми граничит область. В качестве главного преимущества зарубежных курортов жители чаще всего указывали параметр «соотношение цены и качества».
Участники опроса по-разному смотрят на будущее развитие своих городов в качестве туристических мест. Одни видят свои города экологичными курортами, другие в качестве центров культуры. Калининградская область нуждается в улучшении инфраструктуры при наличии такого значительного количества точек притяжения. Жители уверены, что это поможет решить многие проблемы региона и реализовать его огромный туристический потенциал.
На основе данных исследования Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения совместно с партнерами планирует разработать новые туристические маршруты (образовательные, туристско-экскурсионные, экскурсионно-производственные, экологические) и, как отдельный проект, составить туристическую карту региона, отражающую современные реалии.