Они поют руками на жестовом языке, четко артикулируют под фонограмму и включены в процесс игры на сцене в три раза активнее, чем актеры привычного нам формата. В этом году самому, пожалуй, необычному театру Москвы исполняется 20 лет. Директор «Недослова» Сергей Бидный рассказал о жизни театра и его труппы.
Этот театр можно было бы считать отличным примером создания инклюзивной среды для людей с ограниченными возможностями, если бы не мнение его директора. Сергей Бидный уверен, что здесь творится «инклюзия наоборот», когда и обычные, и слабослышащие зрители включаются в таинство действия, которое происходит на сцене усилиями особенных артистов. «Мы занимаемся популяризацией культуры глухих людей в обществе. Здесь мы разворачиваем слышащих лицом к глухим, поскольку все наши спектакли понятны и обычным людям», — поясняет он.
Фото: © Театр «Недослов»
Для понимания происходящего на сцене необязательно знать язык жестов, так как в театре озвучиваются все диалоги и песни. А эмоциональные танцы под музыку понятны и без слов. Но чтобы добиться такого исполнения, от неслышащих актеров требуются колоссальные усилия. По словам Сергея Бидного, есть целая система работы над танцевальными и ритмическими спектаклями. В процессе обучения в Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) все актеры театра проходят предмет, который называется «ритмический вокал», где они изучают длительность нот, а также доли с помощью настукивания в ладоши. Студенты обучаются ритмично существовать в едином рисунке — им не надо слышать музыку, достаточно чувствовать ритм.
«Вы и сами знаете — когда звучат басы, они отдаются в тело. Мы ощущаем этот ритм. У глухих эти сенсоры настроены лучше, вибрации они улавливают сильнее. Кто-то ориентируется на эти вибрационные волны, у кого-то есть остаточный слух, он может слышать, например, какие-то отдельные вещи, у кого-то средняя потеря слуха, то есть это зависит от степени тугоухости. Также есть разработанная нами система, которая помогает им ориентироваться. Мы делаем таблицы в экселевских файлах, все тексты раскладываются на такты, а каждому такту присваивается свой счет. Еще создали такие таблицы, которые позволяют ритмически правильно существовать под музыку», — поделился Сергей Бидный.
Фото: © Театр «Недослов»
Во время спектакля в конце зала находится режиссер-постановщик. В особо сложных местах спектакля, где есть меняющийся ритмический рисунок, на режиссера направляют узкий луч света и он показывает актерам ритм, под который нужно танцевать или петь.
Кроме того, в театре специальным образом выстраивается звуковое оборудование: в зал идет один звук, а на сцену — другой. Сцена оснащена специальными дополнительными сабвуферами и мониторными линиями для координации движений. В результате актеры танцуют настолько синхронно, что зрители приходят в восторг. «Слышащих актеров у нас нет и на данный момент быть не может. У нас планируются определенные коллаборации со слышащими театрами. Все наши актеры имеют инвалидность по слуху и все являются выпускниками Российской специализированной академии искусств, то есть они все с высшим театральным образованием — это основные критерии, по которым можно попасть к нам в театр. Однако мы не всех выпускников академии принимаем», — добавил он.
Фото: © Театр «Недослов»
Редко где на сцене можно увидеть такой накал страстей и энергетическое погружение в происходящее. По словам Сергея Бидного, этому есть вполне простое объяснение: «При потере слуха у людей обостряются другие органы чувств. Артисты становятся способны на большую отдачу энергии. Они более эмоциональны, более пластичны на сцене, они ярче выражают себя невербально. Энергетически наши спектакли намного более наполнены, чем в обычных театрах».
Но не только спектакли в театре удивляют своей необычностью, но и подготовка к ним. Сергей Бидный рассказывает, что для постановки спектакля требуется переводить все пьесы на русский жестовый язык. Именно поэтому в театре есть такая должность, как постановщик жестов.
«Это переводчик, который переводит пьесы на художественный жестовый язык — не на бытовой, на котором обычно в метро или на улице разговаривают. Все-таки Салтыков-Щедрин писал на другом языке, на художественном. У нас это называется «положить текст на руки». Весь остальной процесс подготовки, если речь не о музыкальных номерах, идет как в обычном театре», — отметил Сергей.
История театра «Недослов»
Как рассказал Сергей Бидный, в должности директора театра «Недослов» он с 2016 года. По специальности он режиссер и актер театра и кино, но до этого мало работал в данной сфере, занимаясь организацией корпоративных мероприятий.
Фото: © Театр «Недослов»
«Театр был основан 12 января 2003 года на базе выпускного курса Российской государственной специализированной академии искусств. На этом курсе обучались ребята с нарушениями слуха. Это был уже не первый выпускной курс академии, на нем собрался сильный актерский костяк, показавший очень резонансный спектакль «Крылья даны всем», который еще долгие годы был визитной карточкой театра», — делится он.
По его словам, становление театра стало возможным благодаря нескольким людям: глухому педагогу по жестовой речи и жестовой миниатюре Александру Мартьянову, педагогу по актерскому мастерству Анне Башенковой, преподавателю по пластике и танцу Екатерине Мигицко, а также примкнувшей к ним Варваре Ромашкиной — переводчику, постановщику жестов и диктору спектаклей.
Театр дает возможность актерам с нарушением слуха реализовываться творчески. Глухим довольно сложно проникать в культуру и творческую среду слышащих людей. «Недослов» же, по замыслу руководителей театра, дает надежду и понимание, что неслышащие люди тоже могут заниматься творчеством.
Фото: © Театр «Недослов»
«Молодое поколение с нарушением слуха часто стоит перед выбором, чем заниматься в жизни. Положа руку на сердце — выбор у них небольшой. Как правило, это тяжелый физический труд, например, работа на заводах, а про творческую составляющую многие даже не задумываются», — рассказывает директор театра.
Театр «Недослов» — в настоящий момент уже в качестве некоммерческой организации — проникает в различные сферы культурной жизни: делает очень много совместных проектов с российскими музеями, например создает видеогиды для глухих людей по экспозициям, снимает видеоэкскурсии, записывает ролики.
«А еще мы проникли в музыкальную сферу. Мы участвуем в съемках клипов разных российских музыкальных исполнителей, то есть наши актеры принимают участие в этих съемках, играя глухих. К тому же мы переводим эти песни на жестовый язык и поем их», — отметил Сергей.
Успехи театра
В настоящий момент театр создает целую палитру спектаклей для совершенно разных целевых аудиторий.
Фото: © Театр «Недослов»
«Сейчас у нас в репертуаре три чисто драматических спектакля. «Господа Головлевы» по Салтыкову-Щедрину — он вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2021 году. «Утиная охота» по пьесе Вампилова — этот спектакль получал различные награды. Третий спектакль — «Любовь и голуби» по киносценарию всеми известного фильма», — рассказывает Сергей.
Еще один вид постановок — музыкальные спектакли. У глухих людей есть жанр, который называется «жестовая песня», когда неслышащие или слабослышащие на жестовом языке «поют руками», артикулируя и попадая в фонограмму, звучащую для всех. То есть обычный человек слышит песни и видит их реализацию с помощью пластики, мизансцен и жестового языка, а глухие и слабослышащие люди «видят» эти тексты в руках у актеров, не всегда слыша музыку.
Фото: © Театр «Недослов»
«На основе этого жанра у нас есть спектакль для детей «Коробка с карандашами» — это постановка по песням из советских мультфильмов. У него отдельная история. Он создан при поддержке благотворительного фонда «Анастасия» для того, чтобы мы могли выезжать с этим спектаклем в школы, на какие-то фестивали и другие площадки, которые не приспособлены для театральных выступлений. Спектакль создан для того, чтобы знакомить глухих детей с театральным искусством. Сейчас мы реализуем этот проект в московских и подмосковных школах», — объяснил директор театра.
Сергей также отметил, что в репертуаре театра есть первый в мире мюзикл на русском жестовом языке, который называется «Песни с окраин Москвы», который создан по хитам Гарика Сукачёва. Сам автор композиций присутствовал на премьере и был так удивлен профессионализму исполнения его песен в новом формате, что даже стал амбассадором театра. «В нашем зрительном зале всегда есть и глухие, и слышащие люди, но слышащих гораздо больше — примерно 75–80%. Обуславливается это тем, что у глухих потребность в походах в театр не так велика, поскольку театр всегда был для них искусством совершенно недоступным. То есть посмотреть спектакль в обычном театре они не могут, потому что там нет условий, которые позволяют понимать, что происходит на сцене», — пояснил он.
Как и на что театр работает
По словам Сергея, когда он пришел в театр «Недослов», там играли два спектакля в месяц на площадке академии, где было 40 мест, поэтому не всегда удавалось заполнить зал. «Сейчас мы пришли к тому, что мест на этой площадке не хватает, поэтому ищем новые. Например, играли в театре «Модерн», но наша флагманская площадка — Центральный дом актера им. Яблочкиной. Мы уже вышли на окупаемость спектаклей, сейчас это стало главной статьей дохода. Раньше мы жили чисто на гранты, на спонсорскую поддержку. Это есть и сейчас, но уже в меньших пропорциях», — отмечает он. Стоимость билетов на спектакли театра «Недослов», в зависимости от мест или площадки, на которой выступает труппа, обычно составляет от 800 рублей до 1500 рублей.
Фото: © Театр «Недослов»
«Мы очень много гастролируем, а там уже организаторы диктуют свои условия: где-то бывают бесплатные показы для зрителей, а где-то продаются билеты и по 2000, и по 3000 рублей», — рассказывает Сергей. Ежемесячно театру требуется 500 тысяч рублей, чтобы реализовывать минимальные нужды — это зарплата артистам и другим людям, работающим в театре, аренда площадок, перевозка декораций, костюмов и т.п. Плюс закупка грима, обновление костюмов и расходы на новые постановки.
За последние пять лет театр побывал в более чем 40 городах России. Актеры выступали в Сибири, на Урале, Дальнем Востоке, в Поволжье. «Как правило, это приглашение. Люди добиваются гранта на приезд театра. Это делают отделения Всероссийского общества глухих. У нас уже очень много друзей и разных некоммерческих организаций. В год раз десять мы точно выезжаем», — заключает Сергей Бидный.
Автор: Данила Белов
Обложка: © Театр «Недослов»
Этот и другие материалы читайте в газете «Московская перспектива».