Моя Москва Погода в Москве побила рекорд 1889 года Моя Москва В метро подскажут - где выпить кофе Куда пойти Фестиваль бездомных животных пройдет на базе дизайн-завода "Флакон" Моя Москва Автомобили каршеринга оснастят видеокамерами и алкотестерами Моя Москва Горожан приглашают на встречи с известными блогерами Моя Москва Станция «Ржевская» БКЛ после открытия получит название «Рижская» Моя Москва Первые поезда "Иволга 2.0" поступили на МЦД Моя Москва Восемь рептилий передаст Москва Костроме Моя Москва Синоптики предрекли теплую погоду на выходные Моя Москва Камеры фотовидеофиксации установили дополнительно в наиболее аварийных точках Москвы Моя Москва Автовокзал "Щелковский" могут открыть в начале 2020 года Моя Москва Во Дворце гимнастики в «Лужниках» пройдут соревнования по спортивным бальным танцам Моя Москва В ТиНАО запустили электроподстанцию «Хованская» Моя Москва Памятник Дмитрию Хворостовскому открыли на Новодевичьем кладбище Моя Москва Сергей Собянин утвердил проект планировки участка Коммунарской линии метро до станции «Столбово»
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ТАКСИ

ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО ТАКСИ

22 марта 2017, 14:00

22 марта - Международный День таксиста. Трудно представить современную Москву без такси. Когда-то серое, потом – голубое и вот теперь – желтое.

ВЕЗИ ТАКСИ

Оно стало неотъемлемой частью не только реальной, но и киношной московской жизни: «Три тополя на Плющихе», «Брат 2», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи», «Такси-блюз». Вот неполный перечень фильмов, которые приходят на ум.  «Наши люди в булочную на такси не ездят», — эта фраза, сказанная героиней Ноны Мордюковой в феерической «Бриллиантовой руке» стала народной. Но, как показало время, москвичи довольно активно используют машины «с шашечками» для поездок по городу.

По данным агрегатора Яндекс, по будням больше всего поступает с 05:00 до 08:00 и с 17:00 до 20:00, то есть перед началом и после окончания рабочего дня. Потом ещё один пик – вечером в пьяницу и утром в субботу, когда горожане выезжают на пикники. С 18:00 до 23:00 — в этот период москвичи делают в 1,5–2 раза больше заказов, чем в рабочие часы по будням. Одна поездка в среднем длится около 26 минут, средний чек – порядка 533 рублей. Самые длинные поездки – по переполненному городу с 14:00 до 16:00, самые быстрые – с 21:00 до 23:00, когда заканчивается вечерний час пик и люди быстро добираются до цели.

АВТОМОБИЛИ, АВТОМОБИЛИ…

Издание THE QUESTION посчитало, что сейчас в Москве работает порядка 60 тысяч таксистов из 200 таксопарков: порядка 30 тыс. машин – у «Яндкса», у Uber ещё 8–10 тыс. машин, в Gett 12–15 тыс. машин.

Только сервисом «Яндекс. Такси» ежемесячно пользуется около 550 тысяч человек: 48% из них заказывают машину только раз в месяц, а 6% пассажиров вызывают такси десять раз в месяц и чаще. Исследователи агрегатора подсчитали, что дешевле всего ездить на такси рано утром, когда дороги свободны, и днём, когда на таксу влияет только время в пути.

Вечером стоимость поездок растёт. После 18:00 начинается час пик, а с 21:00 действуют ночные тарифы: минимальная стоимость заказа повышается, а цена учитывает не только время в пути, но и расстояние. По этой же причине самая высокая цена одной минуты и самый большой средний чек — с 02:00 до 04:00, когда велика доля поездок на длинные дистанции, например, в аэропорт.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Лондон. Туман. Раннее утро. Клаксон первого таксиста. Историки транспорта утверждают – именно 22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Лондонские извозчики назвали счетчик «таксиметр» — от французского «такс» («плата»), и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а извозчиков — таксистами.

Первые лондонские автомобили такси были зеленого и красного цветов. Желтый цвет, который мы считаем традиционным для этих машин, появился с легкой руки Джона Хертца), основателя компании Hertz Corporation. Принимая старые автомобили в счет уплаты за новые, предприимчивый американец перекрашивал подержанные машины в желтый цвет и использовал их в качестве такси. Естественно, такие яркие автомобили легко было заметить на улицах города, и позже практику перекрашивать такси в желтый цвет взяли за правило почти все подобные компании.

А вот Россию таксомотор завоевал из глубинки примерно в это же время: первый появился в Верном – столице тогдашней Семиреченской области Туркестанского генерал-губернаторства. Его владельцем стал коммерсант из ныне киргизского Токмака Бабахан Нурмухаммедбаев, который в 1906 году привёз в Верный автомобиль марки «Берлие», собранный на московском сборочном заводе кузовов «Братья Крыловы».  

Первым таксистом, которого Нурмухаммедбаев доставил в Верный, стал 25-летний крестьянин-финн из Лифляндской губернии Иоганн Рейнвальд. Врожденная предприимчивость очень скоро сделал его совладельцем первого в России таксопарка, перевозившего грузы и пассажиров в Западный Китай и Монголию.

В Москву такси вошло следом за Лондоном – в 1907 году. Тогда газета «Голос Москвы» писала: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие седоков».

По свидетельству «Справочника автомобилизма» за 1911 год слово «таксомотор» впервые пустил в обиход петербургский предприниматель и агент по продаже автомобилей Самуил Осипович Фриде. Назвал он так принадлежащие ему машины со счетчиками для определения платы за проезд. Позднее в обиходной речи это название сократилось до короткого слова «такси», которое распространилось во всем мире. В 1913 году Петербург уже располагал 328 такси, а Москва — 217 машинами.

СОВЕТСКИЕ БРАУНИНГИ

Таксисты работали в Москве и Питере во время первой Мировой войны, не стала преградой для таксистов и октябрьская революция: старые таксисты работали до 1918 года, но постановлением Петроградской Трудовой Коммуны от 6 июня 1918 года таксомоторы у частных владельцев были конфискованы и переданы на обслуживание аппарата этой самой Коммуны. Подобная участь постигла и московские таксомоторы. Лишь в 1925 году такси в СССР было решено возродить. Тогда в Москву прибыли сто двадцать маленьких черных таксомоторов Renault-KG. За их чёрный цвет москвичи прозвали их Браунингами.

Первые таксисты на Рено сразу поняли где в Москве самые денежные места и 25 июля 1925 года встали на площади трех вокзалов. Первыми такси советского производства – ГАЗА — появились в 1933 году. С 1936 года на линиях использовались и представительские автомобили ЗиС-101, но их использовали в основном как маршрутки, которые следовали по Садовому кольцу.  Проезд на таком шикарном авто стоил один рубль, а проезд в метро и в автобусе —  50 копеек, троллейбусе —  – 40, трамвае – 30 копеек. ЗиСы прослужили в Москве всю войну. Правда, из-за нехватки бензина на линию выезжали лишь 8-10 машин в день.

ВРЕМЯ ПОБЕДЫ

После войны на московские улицы вышли такси – «Победы». Она же стала и первым отечественным таксомотором, на борта которого были нанесены знаменитые белые квадраты, в народе называемые «шашечками». Во второй половине 1950-х-начале 1960-х в такси в небольших количествах работали ГАЗ-12 ЗИМ. Проезд в них стоил дороже, чем в «Победе» или «Волге». Кстати, зеленый огонёк такси, символизирующий, что оно свободно, появился на ГАЗ-21 в 1959 году.

В 1961 году окраска такси изменилась: «Шашечки» стали наносить лишь на передние двери, а между ними располагалась большая буква «Т» в круге. Во второй половине 1960-х-начале 1970-х ГАЗ-21, прошедшие капремонт на авторемонтных заводах, стали окрашивать в белый цвет с оранжевой крышей. В народе эти автомобили прозвали «красными шапочками».

В начале 1970-х в качестве такси стали использовать в основном «Волгу» ГАЗ-24-01. С развалом Советского Союза государственные таксомоторы ушли в небытие, а таксопарки обзавелись в основном маршрутками. В середине 90-х в Москве стали появляться таксомоторные компании, оснащённые Волгами-31029. Теперь Автопарк компаний, сотрудничающих с Яндекс. Такси, например, достаточно молодой: 96% заказов выполняют машины не старше 4 лет. Чаще всего на вызовы приезжают автомобили Hyundai, Skoda и Ford. Эти модели берут около 60% заказов. Самые популярные модели у таксистов столицы —  Hyundai Solaris, Skoda Octavia и Ford Focus.

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей