Мнение эксперта: Нужны ли Москве мини-отели?

О том, что представляют собой столичные мини-гостиницы, сопоставимы ли они по качеству сервиса с европейскими, а также насколько этот формат востребован и перспективен для столицы – об этом порталу “Москва Меняется” рассказала Ольга Фазуллина, старший партнер PROSPECTA.

– Расскажите, что такое мини-гостиница, и чем она отличается от обычного отеля?

Ольга Фазуллина. Ключевым отличием мини-гостиниц является номерной фонд до 15 номеров. При этом при классификации к данным средствам размещения применяются те же критерии, что и для малых средств размещения (до 50 номеров).

В начале 2018 года Госдума в третьем чтении приняла законопроект, после чего В. Путиным был подписан федеральный закон, предусматривающий поэтапное введение обязательной классификации гостиниц. Согласно закону, с 1 января 2019 года будет введена обязательная классификация в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2020 года – в отношении гостиниц с номерным фондом более 15 номеров и с 1 января 2021 года – в отношении всех остальных гостиниц.

– Кому подойдет размещение в мини-отеле?

О.Ф. Мини-гостиницы в первую очередь ориентированы на самостоятельных путешественников, так как ограниченная вместимость не позволяет размещать большие группы туристов и проводить крупные деловые мероприятия. В зависимости от местоположения, качества и особенностей номерного фонда и набора услуг, их могут выбирать бизнесмены и небольшие группы туристов.

 

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

– Насколько распространены сегодня мини-гостиницы в столице? В какой ценовой категории они представлены?

О.Ф. В Москве мини-отели на сегодняшний день занимают не столь значительную долю рынка, как в некоторых других российских городах. Например, в Санкт-Петербурге они составляют до 40% гостиничного рынка, в районе Большого Сочи – около 50% рынка, также мини-гостиницы развиты на Байкале. Сегодня в Москве около 640 мини-отелей, что составляет около 24% от общего числа гостиниц Москвы.

Разброс средних цен в мини-отелях Москвы велик – от 1 до 24 тысяч рублей за стандартный номер за ночь. Однако около половины объектов от общего числа мини-отелей представлены в ценовой категории до 4 тысяч рублей и относятся к бюджетной и средней ценовой категории. При этом гостиницы даже в рамках одной категории могут значительно отличаться по уровню услуг, как в худшую, так и в лучшую сторону относительно более крупных конкурентов.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

– Какие разновидности мини-отелей бывают? Какие из них наиболее популярны в Москве?

О.Ф. Наиболее распространенные и бюджетные типы мини-отелей – это гостевые дома (B&B, Bed&Breakfast). К мини-гостиницам более дорогого сегмента относятся бутик-отели. Также набирают популярность капсульные мини-отели, предлагающие крайне небольшие номера, иногда состоящие из пространства шириной в кровать.

Интересный микс форматов стал появляться в виде гостиниц смешанного типа, когда в рамках одного отеля сочетаются и обычные номера, и отдельные спальные места, функционирующие как хостел. Примером таких проектов являются Netizen и Meininger (еще не открыт). Ключ успеха подобных объектов в их достаточно высоких, предсказуемых стандартах качества ограниченных услуг и в их ультра современном стиле. За управление хостелов такого формата готовы браться и другие международные гостиничные сети, как например Accor, создавший для таких проектов бренд Jo & Joe.

– В чем плюсы и минусы для гостей проживания в мини-отелях?

О.Ф. Некоторые мини-отели отличаются большей приватностью, личным подходом, а также дизайном. Мини-отель может позволить себе интересные шаги по формированию продукта и опыта клиента, фокусируясь на узких требованиях своих гостей в конкретном местоположении. Например, отель может открыть и развивать в своем составе кофейню со своей профессиональной обжаркой (самостоятельно или в партнерстве) или винный бар, или совместить стойку регистрации с диджейским пультом.

Минусы проживания в мини-отелях во многом обусловлены размером, сказывающимся на ограниченном наборе услуг. Как правило, в мини-гостиницах отсутствуют или ограничено представлены рестораны, комнаты переговоров, фитнес-залы, спа и т.д.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

– Можно ли сравнивать по качеству сервиса московские мини-отели с европейскими?

О.Ф. Московские гостиницы в целом и мини-отели в частности отличаются разношёрстностью. История европейского и американского гостиничного сервиса насчитывает на несколько десятков лет больше. Тем не менее, опыт международных сетей, профессионально управляющих гостиничными активами в России и Москве, перенимается и независимыми участниками рынка. Мини-отели обладают большей гибкостью в сравнении с крупными игроками и могут быстрее тестировать и внедрять лучшие практики. Поэтому качество некоторых небольших частных гостиниц отличается даже на фоне брендированных объектов. Но, к сожалению, это не повсеместно.

– Почему в Москве не прижился формат капсульных отелей, который невероятно популярен, например, в Японии?

О.Ф. Капсульные отели оправданы там, где существует критичный дефицит места и там, где существует спрос на удовлетворение узких потребностей, а именно, в первую очередь, сна. Капсульные отели в Москве неплохо себя чувствуют в приаэропортовых зонах, где факты ограниченности места и узких потребностей пересекаются.

В целом же специфика российских и в целом пост-советских клиентов гостиниц такова, что они любят простор. Это особенно заметно при анализе использования ими посадочных мест в ресторанах: крайне редко гости готовы подсаживаться к другим людям на завтраке или во время кофебрейка на мероприятиях.

Фото © Полина Наседкина / Москва меняется

– Как вы считаете, мини-отели – перспективный сегмент гостиничной недвижимости столицы или востребованность данного формата постепенно снижается?

О.Ф. Востребованность в первую очередь зависит от позиционирования с точки зрения качества услуг и ценообразования, а не того, каким количеством номеров представлена та или иная гостиница. Хотя несомненно некоторые камерные форматы крайне сложно сформировать в отеле на 500 номеров.

На рынке Москвы в целом востребованы гостиницы среднего и бюджетного ценового сегментов, поэтому мини-отели, открытые в этих сегментах, конечно же с разумным местоположением и эффективным операционным управлением, могут быть интересным бизнесом с приемлемой доходностью для небольших инвесторов.

Фото © Сергей Авдуевский / Москва меняется

Текст © Евгения Калачихина / Москва меняется