Предназначено для аудитории 0+
Московская неделя моды завершилась, участниками этого культурного события стали более 1,6 млн человек. Об этом рассказал мэр столицы Сергей Собянин в своем блоге.
Прошедшая неделя моды затронула самые главные вопросы современности: что теперь носить россиянам; из каких материалов дизайнерам шить одежду, обувь, мастерить аксессуары; какую ценовую политику вести, чтобы продать созданное, заработать на этом и удовлетворить спрос отечественных потребителей?
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
За прошедшую неделю дизайнеры, стилисты, ювелиры — специалисты самых разных сфер модной индустрии — не только показали, на что способна российская отрасль, но и обсудили проблемы насущные практически за круглым столом.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Первой проблемой, по мнению большинства участников, стал уход с рынка глянца. Именно большие журналы были главной мотивацией и стимулом для дизайнеров, чтобы создать что-то новое и даже конкурентоспособное известным зарубежным коллегам. Второе, что всегда печалит большинство дизайнеров, — пристальное внимание только к столичным мастерам, а не региональным.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Однако минувшая неделя показала, что есть на российском подиуме место и для больших талантов из маленьких городов. Свои работы показывали даже студенты всех учебных заведений, так или иначе связанных с модой. Каждый день на той или иной площадке начинался с открытия работ выпускников РГУ им. А.Н. Косыгина, Британской школы дизайна, Института бизнеса и дизайна и многих других. Большим плюсом таких шоу было то, что посмотреть их, в отличие от показов уже состоявшихся брендов, могли все желающие.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Правда, был в этом всем и печальный момент: не все дизайнеры, подавшие заявки на участие в «Неделе моды-2022», были отобраны.
«Масштабы впечатляют — бесспорно. Все локации тоже на достойном уровне, но надо понимать, что это всё теряет свою ценность, если на подиуме показывают просто ужасную одежду. Было ли такого много? Да. Насколько я понимаю, всего было около 800-900 заявок, и из них выбрали 79 брендов. И это всё за несколько месяцев. Ну то есть мне абсолютно непонятно, как можно было изучить детально столько брендов. Думаю, очевидно, что это всё было в спешке, отсюда и такой результат», — поделилась своим мнением с «Москвой Меняется» Алёна Горячева, стилист, автор популярного канала «Дьявол носит H&M».
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Тем не менее, уже именитые модельеры, что называется, в грязь лицом не упали и смогли удивить публику. Например, показ новой коллекции Виктории Андреяновой произвел настоящий фурор не только из-за выбранной локации — Китайгородской стене, а еще и благодаря альянсу с «Шуйскими Ситцами» — крупнейшим российским производителем хлопка с 200-летней историей. Они создали совместную коллекцию, сутью которой стала поддержка российской истории и народных промыслов.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Коллекция Андреяновой вообще стала актуальным высказыванием, выходящим и за рамки художественного. Ведь проблема тканей в России — один из основных вызовов, которые теперь стоят перед нашей индустрией моды. Этот вопрос, кстати, обсудили на круглом столе «Кому на Руси шить хорошо?», посвящённому импортозамещению и новой модной инфраструктуре в России.
Заседали: стилист и дизайнер Александр Рогов, основательница бренда Lesyanebo Олеся Шиповская, глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович, Игорь Чапурин, Георгий Ростовщиков из Fashion Hub Russia, Валерий Белгородский, ректор РГУ им. А. Н. Косыгина и представители «от государства» — Олег Бочаров из Минпромторга России и Алексей Фурсин из Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
И Игорь Чапурин, и Олеся Шиповская говорили о буквальной «смерти» лёгкой промышленности в России и необходимости её воскрешения посредством инвестиций. Чапурин также отметил, что Минпромторг если и задумывается о состоянии российского текстиля, то только в рамках спецодежды или формы. Разговор о тканях у этих брендов, безусловно, шёл острее, поскольку они в большей степени уже завязаны на более массовую аудиторию.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Локальные дизайнеры, с которыми удалось поговорить, пока о тканях говорят спокойнее, сетуя только на повышение цен на текстиль и фурнитуру.
Саша Гапанович, дизайнер из Мурманска, основательница бренда Sasha Gapanovich, настоящая звезда этой недели моды. Ей удалось совместить, казалось бы, неудобные силуэты высокой моды с абсолютно практичной ноской в будни. И пока о проблемах с тканями она не думает.
«Я пока не вижу проблем с тканями. И я надеюсь, что со временем решится вопрос с логистикой, чтобы их привозить. Но хотелось бы, конечно, чтобы собственные мануфактуры развивались, чтобы они могли предложить качество тканей уровня Италии, Франции», — говорит дизайнер.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Зайнаб Сайдулаева, дизайнер из Дагестана, основательница бренда Measure, тоже не видит глобальных проблем с поставками тканей.
«Мы используем ткани иностранных производителей, и у наших поставщиков пока с поставками сбоев не было. Главная трудность — это заметно выросшие цены. К сожалению, на сегодняшний день в России нет предложений на рынке тканей, которые могли бы составить конкуренцию иностранным производителям. Это очень важная проблема, но пока ответа на эти вопросы у меня пока нет», — поделилась своими мыслями с нашим порталом Зайнаб.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
А Надежда Абзаева, дизайнер из Бурятии, основательница бренда ABZAEVA, напротив, рассказывает, как на её работу с материалами влияет экологическая повестка, и если сначала она работала даже с обрезками тканей, то сейчас среди прочего она сотрудничает с благотворительным проектом из Улан-Удэ, в рамках которого люди собирают старую одежду.
У них Надежда обнаружила специальную машину, которая щиплет эту старую одежду до состояния практически синтепона, и теперь именно этим материалом она набивает свои пуховики…
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Несмотря на оптимизм и веру в светлое будущее, есть то, что омрачает настрой практически всех специалистов индустрии моды — рынок сбыта и его условия. Более мелкие бренды работают локально и в основном зависят от «сарафанного радио», а вот крупные игроки сталкиваются с проблемами покрупнее. Но и в том, и в другом случае дизайнерам, по их словам, не хватает помощи от государства.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
«Мы (имеются в виду российские дизайнеры. — Прим. автора) работаем как лошади. Я десять лет прославляю нашу моду и помогаю, как могу, а вы выставляете нас плакальщицами. У меня нет площади в ГУМе, чтобы продаваться на главной площади страны», — говорит Александр Рогов, стилист, основатель марки Rogov.
Далее выясняется, что ГУМ забирает себе 30% за возможность использования своих торговых площадей.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Саша Гапанович, например, прямо об этом говорит:
«Я живу в Мурманске и в последние годы сталкиваюсь регулярно с проблемой получения грантов и финансирования своих проектов. От родного города я так и не смогла получить эту помощь. Дизайнерам очень тяжело биться в одиночку. Особенно дизайнерам моего типа, кто производит не массовую одежду, а отталкивается от идеи, концепции, творчества. В этом смысле Московская неделя моды невероятно важна, чтобы дать региональным оригинальным дизайнерам выставляться, бесплатно участвовать в маркетах, быть представленными в шоуруме, чтобы был список байеров, с которыми можно говорить о дальнейшем сотрудничестве. Отсутствие денег у дизайнеров очень сильно влияет на возможность развития и на качество производства. Много проблем. Шоурумы берут огромную комиссию, многие дизайнеры не могут себе позволить просто выставляться где-то», — рассказывает она.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Московская неделя моды — это возможность не только высказаться о проблемах, чтобы услышали и помогли, но и поделиться опытом, наработать связи и в итоге исполнить свои мечты стать популярным. Надежда Абзаева, кстати, очень близка к этому статусу. Она много раз высылала свое портфолио для шоурумов, но ответа от них так и не получила. Зато на неделе моды в столице услышала долгожданные овации и теперь, возможно, получит приглашение сотрудничать.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
«Многие региональные дизайнеры не против сотрудничать с шоурумами. Но их не так много. Нам могут не отвечать месяцами на письма. Они придирчиво смотрят на твоё портфолио. Я выигрывала какие-то дизайнерские конкурсы, но и этого мало. А участие в неделе моды даёт возможность воспринимать себя более серьёзно. Наконец, ты начинаешь продаваться, узнаёшь стилистов, с которыми можно сотрудничать», — с радостью делится она.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Кстати, в рамках этой недели моды дизайнеры, прошедшие отбор, смогли действительно бесплатно продавать свои изделия на маркете и показывать свои коллекции в шоурумах. Они наконец-то получили выходы на неуловимых байеров.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
«Мне однозначно удалось расширить круг клиентов, повысить узнаваемость, увеличилось количество подписчиков. А главное, я получила невероятную обратную связь. В Mercedes Fashion Week я не видела форматов вроде маркета и шоурума, я не принимала в них участие. А здесь я напрямую взаимодействовала с людьми. И конечно, это очень важно и ценно для каждого дизайнера. Потрясающие впечатления от людей, от энергетики. Этот момент, когда я вышла на подиум… Ради этих моментов и стоит организовывать неделю моды, чтобы осчастливить такое количество дизайнеров. Маркет и шоурум — главная возможность получить обратную связь по твоим вещам, понять, что люди думают, проанализировать их впечатления. Всё это — способ помочь дизайнерам зарабатывать другие деньги, а значит, начать развиваться, думать в сторону массового производства, создания продукта, который удовлетворит большее количество людей, станет им доступен. При взаимодействии с такими разными форматами ты и сам начинаешь думать сразу в разных направлениях», — поделилась с порталом «Москва Меняется» модельер Саша Гапанович.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Вообще московская неделя моды приободрила обывателей, которые думали, что российская индустрия находится в упадке, и вдохновила дизайнеров на новые свершения.
З
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
«Я верю, что локальные бренды смогут заменить масс-маркет, но нужно время. Российские дизайнеры действительно умеют и могут делать красиво и достойно», — говорит Алёна Горячева.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Гапанович с платьями и пуховиками, отсылающими нас к культуре народов Севера, Measure Сайдуллаевой и Annurclothes Павловской, работающие в поле более целомудренной одежды для мусульманских женщин, переосмысляющая бурятский культурный код Надежда Абзаева — всё это реальные голоса многонациональной России, которые могут звучать ярче при возможности выхода на действительно широкую аудиторию.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
О взаимодействии моды и повседневности лучше всего рассказывает героиня главного фильма о мире моды в массовой культуре «Дьявол носит Прада». Монолог Миранды Пристли о голубом свитере идеально описывает, как лёгкая («лёгонькая» промышленность, как говорил герой другого фильма) вполне тяжеловесно влияет на массовое сознание. И нельзя недооценивать труд людей, которые создают не просто какие-то вещи, а вещи, с которыми мы имеем дело буквально каждый день.
Фото: © Лена Грачева / Москва Меняется
Саша Гапанович:
«Я чувствую, что всё изменится и вернётся интерес ко всему русскому. Даже если сейчас мы вне мирового контекста, нас не освещают и никуда не зовут, но тут выжидательная позиция самая верная. Мы будем ждать, совершенствоваться, расти, расширять свои производства, выстраивать новые связи внутри страны. А потом, когда ситуация изменится, мы будем готовы взаимодействовать уже со всем миром в совершенно ином качестве».
Обложка: © Лена Грачева / Москва Меняется
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции