Моя Москва Ястребы аэропорта Домодедово переезжают в новые апартаменты Моя Москва Дни Будапешта пройдут в Москве с 24 по 26 сентября Моя Москва Для сети кинотеатров "Москино" запущено мобильное приложение Моя Москва Мэр Москвы внес в Мосгордуму законопроект о поддержке москвичей старше 50 лет Моя Москва Более 12 тыс. браков зарегистрировали в Москве в августе Моя Москва Строительство станций БКЛ "Улица Новаторов" и "Севастопольский проспект" могут начать в 2019 году Моя Москва Рекорд тепла может быть побит в четверг в Москве Моя Москва Суточный пассажиропоток МЦК достиг рекордных 460,5 тыс. человек 19 сентября Моя Москва В Лужниках пройдет московский этап Кубка мира по скейтбордингу Моя Москва В метро открылась выставка ко дню рождения МЦК Моя Москва Расписание электричек Горьковского направления МЖД изменится 24 сентября Моя Москва Участок Филевской линии от «Киевской» до «Кунцевской» будет закрыт 22-23 сентября Моя Москва Восемь столичных поликлиник получили гранты за высокое качество обслуживания Моя Москва Сергей Собянин пригласил москвичей на финал чемпионата рабочих профессий "Навыки мудрых" Моя Москва Около 200 школ планируют построить в Московской области до конца 2024 года
КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

8 марта 2017, 17:35

В Москве на наших глазах меняется роль реки в жизни города и его жителей

Освоение берегов Москвы-реки началось в 1775 году, когда, согласно прожективному (градостроительному – прим. ред.) плану, напротив Кремлевской стены должна была появиться каменная набережная, а ещё одна – перед Китай-городом, включая Воспитательный дом.

Строительство началось только в 1795 году и заключалось в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 года был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. 

В это же время, по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы, а берег укреплен «Голицынской стенкой». Кстати часть той стенки сохранилась и дошла до наших дней как часть набережной Парка Горького. 

После пожара в 1812 году, в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. До революции была приведена в порядок еще одна набережная: в 1880 году перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Николая Левачева было выстроено 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

В итоге на рубеже XIX–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км. Зато вдоль нее было размещено огромное количество заводов и фабрик, среди которых Оружейный завод Второва, вместо которого будет построено жилье, фармацевтическая фабрика Фридриха Байера, Даниловская мануфактура.

 

ВОДНАЯ ДОРОГА СТОЛИЦЫ

После революции Москва-река стала частью гигантского плана по освоению столичных территорий. Не до прогулок было, а вот камень, щебень и песок для строек социализма возить нужно было исправно и водный путь оказался самым коротким. Поэтому и спусков к воде стало меньше, зато появились лебедки и подъёмные механизмы. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Архитектор и москвовед Борис Кондаков исследовал реку и изучал историю набережных Москвы-реки в составе группы института Генплана Москвы, сейчас возит по реке туристов. И по его словам, набережные и спуски к воде, которые сейчас можно видеть на Москве-реке или Яузе – результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры середины 30-х годов в рамках Генерального плана Москвы 1935 года. «Тогда. – рассказывает он – произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе: помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент». С одной стороны – она разделила старый и новый город, с другой – живописно очертила парки, яблоневые сады и скверы от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.

 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕКУ

И еще один поворот в отношении к реке произошел в 2013-2014 годах, когда команда мэра Москвы Сергея Собянина вплотную приступила к новому осмыслению старых московских территорий, которые, без нового взгляда на Москву-реку были невозможны. Тогда, рассказывает Борис Кондаков, был проведен мощный мозговой штурм, результатом которого стало исследование архитектурного бюро «Меганом». «Специалисты бюро «Меганом» исследовали реку и прибрежные территории от МКАД до МКАД, – рассказал Борис Кондаков – И выявили несколько важных точек для развития города и реки: это нынешняя реновационная зона завода им. Лихачева, место, на котором сейчас строится парк «Зарядье» и район Москва-сити, который сейчас переформатируют, чтобы подключить к городу и реке. Была еще и четвертая точка – место под Парламентский центр в Мневниковской пойме, но, пока оно не задействовано». Тогда же, в 2014 году возникла идея создания новых общественных центров и так называемых водных порталов – общественных пространств с парками и кафе, которые были бы соединены между собой посредством водного такси. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Москва идет по пути разумного использования набережных, как места отдыха и занятий спортом. По мнению Бориса Кондакова, сегодня нам предстоит заново открыть реку городу, который и создавался изначально как город на воде. «Хочется надеяться, что набережные города на всем своем протяжении сформируют полноценный каркас со сбалансированной водной, пешеходной, велосипедной и автомобильной инфраструктурой – отмечает он. – Набережные должны предлагать городу доступную среду с «контактной» водой и стать комфортным пространством, дать городу новое качество жизни».

 

Подпишитесь на еженедельную рассылку новостей