КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Освоение берегов Москвы-реки началось в 1775 году, когда, согласно прожективному (градостроительному – прим. ред.) плану, напротив Кремлевской стены должна была появиться каменная набережная, а ещё одна – перед Китай-городом, включая Воспитательный дом.

Строительство началось только в 1795 году и заключалось в облицовке диким камнем устроенных ранее деревянных «обрубов». До 1800 года был сооружен лишь фрагмент набережной протяженностью около 1 километра. 

В это же время, по проекту Матвея Казакова на высоком берегу реки напротив Хамовников было построено здание Голицынской больницы, а берег укреплен «Голицынской стенкой». Кстати часть той стенки сохранилась и дошла до наших дней как часть набережной Парка Горького. 

После пожара в 1812 году, в дополнение к существующим Кремлевской и Москворецкой набережным были выстроены каменные Софийская и Раушская. До революции была приведена в порядок еще одна набережная: в 1880 году перед храмом Христа Спасителя по проекту инженера Николая Левачева было выстроено 516 метров набережной с лестничным спуском и купелью. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

В итоге на рубеже XIX–XX веков Москва имела всего 4 км благоустроенных набережных при общей длине береговой линии 40 км. Зато вдоль нее было размещено огромное количество заводов и фабрик, среди которых Оружейный завод Второва, вместо которого будет построено жилье, фармацевтическая фабрика Фридриха Байера, Даниловская мануфактура.

 

ВОДНАЯ ДОРОГА СТОЛИЦЫ

После революции Москва-река стала частью гигантского плана по освоению столичных территорий. Не до прогулок было, а вот камень, щебень и песок для строек социализма возить нужно было исправно и водный путь оказался самым коротким. Поэтому и спусков к воде стало меньше, зато появились лебедки и подъёмные механизмы. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Архитектор и москвовед Борис Кондаков исследовал реку и изучал историю набережных Москвы-реки в составе группы института Генплана Москвы, сейчас возит по реке туристов. И по его словам, набережные и спуски к воде, которые сейчас можно видеть на Москве-реке или Яузе – результат комплексной реконструкции водной инфраструктуры середины 30-х годов в рамках Генерального плана Москвы 1935 года. «Тогда. – рассказывает он – произошло кардинальное переосмысление роли реки в городе: помимо утилитарной, транспортной функции, она стала пониматься как важнейший градообразующий элемент». С одной стороны – она разделила старый и новый город, с другой – живописно очертила парки, яблоневые сады и скверы от Воробьевых гор через ЦПКиО и Болотную площадь к Кремлю.

 

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА РЕКУ

И еще один поворот в отношении к реке произошел в 2013-2014 годах, когда команда мэра Москвы Сергея Собянина вплотную приступила к новому осмыслению старых московских территорий, которые, без нового взгляда на Москву-реку были невозможны. Тогда, рассказывает Борис Кондаков, был проведен мощный мозговой штурм, результатом которого стало исследование архитектурного бюро «Меганом». «Специалисты бюро «Меганом» исследовали реку и прибрежные территории от МКАД до МКАД, – рассказал Борис Кондаков – И выявили несколько важных точек для развития города и реки: это нынешняя реновационная зона завода им. Лихачева, место, на котором сейчас строится парк «Зарядье» и район Москва-сити, который сейчас переформатируют, чтобы подключить к городу и реке. Была еще и четвертая точка – место под Парламентский центр в Мневниковской пойме, но, пока оно не задействовано». Тогда же, в 2014 году возникла идея создания новых общественных центров и так называемых водных порталов – общественных пространств с парками и кафе, которые были бы соединены между собой посредством водного такси. 

КАК МОСКВА-РЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ГОРОДСКУЮ СРЕДУ

Москва идет по пути разумного использования набережных, как места отдыха и занятий спортом. По мнению Бориса Кондакова, сегодня нам предстоит заново открыть реку городу, который и создавался изначально как город на воде. «Хочется надеяться, что набережные города на всем своем протяжении сформируют полноценный каркас со сбалансированной водной, пешеходной, велосипедной и автомобильной инфраструктурой – отмечает он. – Набережные должны предлагать городу доступную среду с «контактной» водой и стать комфортным пространством, дать городу новое качество жизни».