КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Сложно представить, чтобы было бы сегодня с москвичами, если бы в 1935 году, власти столицы не открыли первую линию метрополитена. Хотя (исторический факт!), впервые предложения о строительстве подземных рельсовых дорог в Москве появились еще в 1875 году.

Первый полноценный проект метро от Замоскворечья до Тверской заставы был предложен в 1902 году инженерами Кнорре и Балинским. Но московская Дума не приняла решения о начале реализации проекта, так как усомнилась в реальности возведения такой системы. К тому же на тот момент большую прибыль в казну приносили трамваи, поэтому Дума не хотела терять налоговые поступления из-за наличия подземного конкурента этому виду транспорта.

В 1913 году городское управление Москвы уже разрабатывает собственный проект подземки. В следующем году даже начались строительные работы, однако из-за Первой мировой войны пришлось прекратить финансирование и, соответственно, все работы.

В конце концов транспортная загрузка Москвы (доподлинно известны случаи появления огромных пробок из конных экипажей, образующихся в столице) начала требовать принятия активных мер по распределению потоков пассажиров. В 1923 году проект метрополитена заказывается в немецкой фирме Siemens. Через два года проект был полностью готов и включал в себя масштабный план из 80 километров путей и 86 станций. Но средств на его постройку найдено не было, и немецкая схема подземного метро так и осталась только схемой. 

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Кадр из фильма о строителях московского метро «Добровольцы» (1958 год)

 

В конечном итоге весной 1931 года на Пленуме ЦК было решено строить первую очередь московского метрополитена. Инженером первых станций выступил В. Л. Маковский, который разработал проект трехсводчатых переходов и островных платформ для посадки пассажиров. В 1933 году трест «Мостострой» начинает воплощение проекта в жизнь. Работы ведутся полным ходом, так как транспортная ситуация на дорогах столицы усложняется с каждым годом.

Итак, вот и наступил 1935 год. Открывшаяся первая ветка метро шла от станции Сокольники до Парка культуры, с ответвлением от Охотного ряда до Смоленской станции. На тот момент эта первая очередь имела длину всего одиннадцать с небольшим километров.

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Схема московского метро, 1935 год

 

Рейс обслуживали два поезда, конструкция которых серьезно отличалась от современных кондиционированных моделей: они состояли из двух вагонов (моторный+пассажирский). Однако этого вполне хватало для того, чтобы разгрузить имеющийся пассажиропоток.

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

В довоенные годы в столице шло активное развитие метрополитена. Например, в 1940 году были построены и введены в эксплуатацию мастерские по обслуживанию поездов (тогда только на базе депо «Сокол»). Чуть позже появляется и специализированный завод по капитальному ремонту составов. Таким образом, были учтены все возможные нюансы в работе поездов. Рейсы обслуживают составы новой, облегченной формы, при этом каждый вагон был оснащен моторным механизмом, что позволяет использовать их как вместе, так и по отдельности.

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Схема московского метро 40-х годов

 

В годы Великой Отечественной строительство новых веток временно останавливается, часто станции метро использовались как бомбоубежища для жителей города. Очередной этап строительства начинается сразу же после окончания войны. Новый участок получает название Большого кольца и торжественно открывается в 1949 году.

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Схема московского метро 50-х годов

 

В 1962-ом вводится в эксплуатацию депо в районе станции Фили. А уже через два года благодаря профессиональной работе строителей и активному финансированию властей столицы, появляется продление Калужской и Горьковской линии. Конечно, километраж сравнительно небольшой – 1,4 и 6,2 километра соответственно. Но, как говорится, и сама Москва не сразу строилась! Новые ветки обслуживают так называемые «гофрированные» вагоны, в которых важную роль играет комфортное размещение пассажиров – удобные сидения и расширенные дверные проходы.

Пуск длинного участка Калужской линии до Китай-города производится в 1970 году. Тогда же открывается и новое направление по Ждановской линии. Новое время требует и изменения конструкции вагонов метро. На линии выходят новые поезда с алюминиевыми корпусами. Они гораздо мобильнее своих «чугунных» коллег и удобнее для размещения пассажиров. Кстати, все модели поездов были разработаны и построены двумя отечественными предприятиями – Мытищинским заводом и ООО «Метровагонмаш».

В период 1985-1990 годов открывается огромное количество новых станций подземки. В год столичный метрополитен обслуживает почти 2,5 миллиарда пассажиров.

В это время входит во всеобщее употребление значок московского метрополитена в виде буквы «М».

На сегодняшний день московский метрополитен представлен уже 203 станциями, причем 45 из них благодаря уникальной архитектуре числятся в фондах культурного наследия. Однако на этом история метро не заканчивается. Уже утвержден генеральный план, согласно которому полным ходом ведется строительство новых тоннелей и станций. Согласно плану, к 2025 году длина столичного метро составит 650 километров.

КАК ИЗМЕНИЛОСЬ МОСКОВСКОЕ МЕТРО ЗА 80 ЛЕТ

Транспортная доступность, ради которой начиналось строительство метро в Москве, значительно расширилась в сентябре 2016 года, после запуска движения по Московскому центральному кольцу (МЦК). МЦК, метро и наземный транспорт объединены в единую транспортную инфраструктуру, которая позволяет москвичам значительно экономить время при передвижениях по городу, а также дает новый импульс развитию города.