Город строится и развивается

По традиции в августе, в профессиональный праздник — День строителя, в Москве подвели предварительные итоги работы строительного комплекса с начала года. Результаты показали: московские строители, несмотря на известные трудности, характерные для экономики в целом, успешно справляются с самыми сложными задачами, четко выполняя обязательства перед городом и горожанами.

«Основной задачей работы московских строителей в 2023 году остается создание комфортной сбалансированной городской среды, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, выполнение обязательств перед москвичами по программе реновации», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

Однако, по его словам, в отличие от прошлых лет, решать эту задачу приходится в условиях беспрецедентного санкционного давления. Тем не менее все объекты возводятся четко по графику и даже с опережением.

Так, московские строители уже почти на 90% выполнили годовой план по вводу недвижимости, сдав за семь месяцев в эксплуатацию более 7,6 млн кв. метров. Из них почти 3,7 млн «квадратов» пришлось на жилье, что составляет 72% запланированного на 2023 год. Сохраняются и высокие темпы строительства объектов социальной инфраструктуры. Так, с января в городе сдан в эксплуатацию 41 объект образования. Причем их подавляющее большинство (13 из 14 школ и 23 из 27 детских садов) возвели инвесторы.

«Застройщики прекрасно осознают, что их вложения в жилье окупятся скорее, если рядом есть инфраструктура, которая привлекает потенциальных покупателей новостроек», — пояснил замести- тель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

Большую работу проводит столичный стройкомплекс и по модернизации инфраструктуры здравоохранения: с начала года в Москве ввели в эксплуатацию десять объектов общей площадью 96 тыс. кв. метров. Амбулаторное звено столичной системы здравоохранения пополнили, в частности, шесть новых детских и взрослых поликлиник, сдали в эксплуатацию подстанцию скорой помощи в Щербинке, лабораторно-диагностический центр в районе Тропарево-Никулино, детский корпус многопрофильного клинического центра в Коммунарке и новый корпус на территории Центрального клинического госпиталя ФТС России на Открытом шоссе. До конца года планируется завершить строительство еще более 20 объектов здравоохранения. В их числе флагманские центры на территории больниц имени Боткина, имени Буянова и имени Филатова, лечебно-диагностический комплекс инфекционной клинической больницы No 1 на Волоколамском шоссе, а также лучевой корпус больницы в Коммунарке. Активно развивается и спортивная инфраструктура. За семь месяцев сдано 12 современных сооружений. Среди них футбольное поле спортивной школы «Спутник» в Зеленограде, двухэтажный физкультурно-оздоровительный комплекс «Качаловский» в районе Северное Бутово — со взрослым и детским бассейнами, универсальными игровым и тренажерным залами. Построен новый корпус с бассейном для училища олимпийского резерва No 4 имени Гомельского на улице Лескова. Завершена реновация легендарного исторического спорткомплекса «Москвич» в Текстильщиках, введены в эксплуатацию новое здание академии спорта «Динамо» в Петровском парке и Ледовый дворец «Кристалл» в «Лужниках», возведенный на месте старого катка. Готов и Дворец спорта в Некрасовке, который в ближайшее время введут в эксплуатацию. Скоро будут также достроены спорткомплекс для волейбольной школы «Ника» в Текстильщиках и Ледовый дворец Центра «Самбо-70» для школы фигурного катания Этери Тутберидзе в Ясенево.

Не могут не радовать и показатели в секторе коммерческой недвижимости, ведь это именно те объекты, где создаются новые рабочие места для москвичей, причем большинство из них появляются в шаговой доступности от жилья и крупных транспортных узлов. С января в столице введено в эксплуатацию 11 объектов торгово-бытового, восемь — коммерческо-складского, девять — промышленно-производственного, 10 — административно-делового назначения, шесть объектов ЖКХ и 19 отелей.

«Сегодня мы видим, что девелоперы готовы строить не только жилье, но и социальные, коммерческие и промышленные объекты», — подчеркнул Андрей Бочкарёв.

Он также проинформировал, что город продолжает реализовывать намеченные планы и по перспективному строительству в Москве. Так, с начала года оформлено 375 разрешений на строительство более 8,6 млн кв. метров недвижимости. Данные показатели, по словам главы стройкомплекса Москвы, свидетельствуют о сохранении благоприятного инвестиционного климата в столице за счет принятых мер поддержки бизнеса правительством Москвы в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Хороший темп набрала и программа реновации жилищного фонда, к реализации которой город приступил шесть лет назад. В настоящее время подобрано 587 стартовых площадок, расположенных во всех округах Москвы, для строительства новых домов общей мощностью 9,5 млн кв. метров. На их месте часть домов уже построена, а часть строится и проектируется. В процессе переезда в новые квартиры сегодня находятся более 128 тыс. человек, свыше 104 тыс. из которых уже отметили новоселье. В эксплуатацию введено 260 новостроек общей площадью 3,7 млн кв. метров. Из них 240 домов передали под заселение, 259 хрущевок снесли — на их месте появятся очередные новостройки для участников следующей волны переселения. Всего в стадии проектирования и строительства сейчас находится 408 домов совокупной площадью более 7,6 млн кв. метров.

«Только в этом году планируем ввести в эксплуатацию порядка 1,2 млн «квадратов» жилья, а в перспективе, в «пиковые» годы, нарастим годовые объемы до 3 млн кв. метров», — сообщил руководитель столичного стройкомплекса Андрей Бочкарёв.

Приоритетным направлением работы стройкомплекса по-прежнему является развитие транспортной инфраструктуры. Событием года стало открытие движения по полному кругу Большой кольцевой линии метро, самой протяженной в мире: 70 километров, 31 станция. Ввели в эксплуатацию и одно из крупнейших электродепо «Нижего- родское», которое теперь обслуживает подвижной состав Большого кольца. Достраиваются два новых участка радиальных линий: Солнцевской от «Рассказовки» до «Аэропорта Внуково» с промежуточной станцией «Пыхтино» и Люблинско-Дмитровской — от «Селигерской» до «Физтеха», что в районе Северный за МКАД, с промежуточными станциями «Яхромская» и «Лианозово». Всего же сегодня в строительстве находятся 45,4 км новых линий и 20 станций метро Сокольнической («Потапово»), Кольцевой («Суворовская») и новых Троицкой и Рублево-Архангельской линий. Скоро строители приступят к сооружению еще одной ветки метро, которую очень ждут жители юга Москвы, — Бирюлевской.

Сохраняются высокие темпы дорожно-транспортного строительства. С начала года в столице введено 25 км дорог, 10 искусственных сооружений и три пешеходных перехода. Самый крупный проект, который в этом году будет завершен, — Московский скоростной диаметр (МСД). Недавно, кстати, открыто движение по его новому участку от Южной рокады до МКАД. МСД позволит автомобилистам пересекать город с севера на юг, не съезжая на кольца, всего за сорок минут. Хордовая артерия столицы улучшит транспортное обслуживание более сорока районов, где проживают в общей сложности 5 млн человек. Помимо МСД в этом году планируется ввести в эксплуатацию ряд участков Южной рокады, развязки на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля и Алтуфьевским шоссе, Дмитровский путепровод и автодорогу Варшавское шоссе — деревня Андреевское — деревня Яковлево.

Значимым итогом строительного года стал и запуск движения по новому — «Ленинградско-Казанскому» — железнодорожному маршруту МЦД-3. Проект МЦД стройкомплекс Москвы реализовывает совместно с ОАО «РЖД». Движение по МЦД-3 открыли 17 августа президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Диаметр протяженностью 85 км, на котором 38 станций (а в перспективе будет 41), соединил Зеленоград с Раменским, благодаря чему пассажиры могут теперь не делать пересадок на центральных столичных вокзалах, быстрее добираясь до нужной им локации. Свободнее станет и в метро: МЦД-3 разгрузит северный участок Калужско-Рижской линии, восточный участок Таганско-Краснопресненской линии и северный участок Люблинско-Дмитровской линии.

В сентябре город готовится к открытию еще одного железнодорожного диаметра, «Калужско-Нижегородского» (МЦД-4), который, проходя через семь столичных вокзалов, свяжет Апрелевку и Железнодорожный.

Автор: Александр Макаров

Обложка: © Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы