Организаторы конференции рассчитывают привлечь на поле современного отечественного искусства, архитектуры и реставрации новые технологии, до сих пор не известные в России.
Среди докладчиков международной научно-практической конференции «ЗИЛАРТ. Искусство и машина» – вице-президент российской академии художеств Василий Церетели, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков, архитектор Сергей Чобан. А также культовый итальянский дизайнер Тобиа Скарпа, фотограф Массимо Витали, скульптор Аарон Деметез, директор Итальянского института в Москве, историк Ольга Страда и другие.
Место действия – ЗИЛАРТ ХОЛЛ, на Автозаводской, 22
Девелоперская группа ЛСР и ее генеральный директор Андрей Молчанов уже зарекомендовали себя меценатами, поддерживающими современное искусство. Например, ЛСР активно продвигает проект создания филиала Государственного Эрмитажа в Москве на территории реновационной зоны ЗИЛ. Этот проект разработали американский архитектор египетского происхождения Хани Рашид и присутствующий на конференции российский архитектор Сергей Чобан – звезда мирового уровня, который уже вошел в историю российской и мировой архитектуры, как создатель одной из самых фактурных башен комплекса «Москва-Сити», башни «Федерация».
Перед началом работы конференции, её участники подискутировали в рамках пресс-конференции. Например, архитектор Алексей Морозов рассказал, что идея конференции, на которой архитекторы и бизнесмены из Италии и России смогли бы порассуждать о месте современного искусства в художественном творчестве, родилась у него и Андрея Молчанова на венецианском биеннале, когда Андрея Морозова заинтересовало использование материалов на одном из объектов.
«Главная идея этой конференции, – пояснил Алексей Морозов. – познакомить российских архитекторов, художников, галерейщиков с опытом итальянских коллег, которые преуспели в использовании современных технологий при создании произведений искусства и архитектурных проектов». По его словам, обладая определёнными технологиями, которые, к сожалению, еще не знакомы российской художественной публике, можно обыкновенную стену превратить в художественный объект, способный выполнять и утилитарные функции.
Архитектор Алексей Морозов
Поддержал позицию Алексея Морозова фотохудожник Массимо Витали, который и во время выступления не расставался с мобильным телефоном и снимал все вокруг. «В работе над фотографией я использую различные техники: это могут быть традиционные пленочные фотоаппараты, а могут быть старинные с фотопластинками, – рассказал он. – Но мы, фотографы, всегда находимся на пике технологий, и я применяю любую из них, если это нужно для достижения поставленной мной цели». По словам мастера, фото всегда рождается как акт искусства, которого не касалась рука человека. Потому что изначально, фотография – синтетический и высокотехнологичный процесс. «Мы изменяем действительность, которую фотографируем. Но, в тоже время, оставляем действительность такой, как она есть на самом деле. Я полагаю, что технологии позволяют передать на фотографии образы, людей и действия, оставаясь при этом актом художественного творчества», – пояснил он.
Фотохудожник Массимо Витали
По мнению Андрея Молчанова, сейчас на территории бывшей промзоны ЗИЛ происходит переосмысление пространства. «Раньше на заводах группы ЗИЛ работало порядка 70 тысяч человек. Когда проект реновации ЗИЛа будет завершен, здесь будет жить около 55 тысяч москвичей и еще 15 тысяч ежедневно приезжать по делам или отдохнуть, – рассказал он. – Мы с ответственностью приступили к реализации этого проекта и решили, что на ЗИЛе должна остаться его история. Поэтому мы сохранили исторические производственные станки, механизмы, автомобили». Концептуально, здесь, на ЗИЛе, будет создано самодостаточное пространство, в котором люди будут не только жить, но и проводить досуг. «Планируется построить свой драматический театр, 18 детских садов и четыре школы, галереи современного искусства и конечно же Московское отделение Государственного Эрмитажа», – уточнил Андрей Молчанов.
Архитектор Сергей Чобан
«Это место – «ЗИЛАРТ» – уже востребовано, уже стало знаковым для Москвы, — поддержал Андрея Молчанова Сергей Чобан. – Это место, где происходит взаимопроникновения искусства, архитектуры и современных технологий. Здесь мы рассуждаем об искусстве, которое возникает на стыке с технологиями и пытаемся найти ответ на вопрос: а искусство ли это ещё?», – подметил он.
Самый молодой участник дискуссии – скульптор Аарон Деметез, выставка работ которого будет открыта в рамках конференции «Машина и человек» оказался и самым консервативным: «Развитие технологий остановить нельзя, – резонно замети он. – Но, ни одна технология не заменит человеческого содержания искусства. В контексте искусства, технологии – лишь продолжение человеческой руки. В противном случае мы бы не узнали Леонардо да Винчи или Микеланджело».